Как найти свадебное платье: личная история

История возникновения свадебного платья

Для женщины свадебное платье, пожалуй, самый долгожданный наряд. Век за веком сменяют друг друга, меняется наша жизнь и мода, но, как и всегда, очередная счастливая невеста трепетно притрагивается к свадебному обличью, как к удивительному и самому красивому наряду. Женщина остается женщиной и в любую эпоху мечтает выйти замуж.

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Сегодня в это трудно поверить, но как такового свадебного или подвенечного платья до середины XIX века не существовало. Невеста появлялась в самой лучшей одежде, которую имела.

Почему у свадебного платья есть душа

Неиссякаемый источник вдохновения для свадебной стилистики – народ. Как известно, каждая этническая народность самобытна, отличается своими традициями и вероисповеданием. Поэтому одеяния невесты в древние времена были глубоко символичны и несли неразрывную духовную связь поколений.

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Можно лишь поверхностно отследить моменты канонического формирования свадебной моды. Пересказать историю длиною в путь человечества практически невозможно. До нас дошли лишь отголоски тех времен, по которым можно судить, как одевались на свадьбу наши далёкие соплеменники.

Исходные точки истории

Античная эпоха

Древнегреческие и римские невесты наряжались при помощи длинной нарядной ткани светлого тона, скрепив ее на груди, спине или сбоку особыми застежками. Венок из лавровых листьев символизировал триумф молодости и красоты. Иногда его заменяли накидкой цвета золота. Строгие и простые линии были присущи античной гармонии.

Древний Египет

Именно там заключались первые юридические браки и появлялись брачные контракты. Ну как может обойтись без свадебного платья родина семейных уз? Оно у древнеегипетских женщин чуть ли не впервые стало обязательным. Калазирис (свадебный наряд невесты) был похож на античный. Белая ткань, расшитая золотом и драгоценными камнями, обнимала тело от груди до щиколоток и придерживалась бретелью.

Аскетичный фон расставлял акценты на украшения. Бесчисленные амулеты и обереги в виде подвесок, колец, браслетов, поясов, диадем носили глубоко сакральный смысл, так как являлись частицей веры. Они связывали новобрачную с божественными силами, защищая от злых духов и порчи. Популярные украшения зеленого цвета символизировали плодородие.

Древний Рим

Он не желал выставлять напоказ природные прелести своих женщин, культивируя скромность и целомудрие. Земная красота – грех, так считали римляне и прятали ее под складки огненно-желтого, как солнце, свадебного покрывала «фламениум». Торжественное убранство олицетворяло источник жизненной силы и света. Одежда снималась только, когда новоявленные супруги оставались наедине. Во многом культуру облачения в одежды римляне переняли у греков.

Смутный досредневековый период омрачался не только падением Римской империи, но и забытьем культа красоты человеческого тела. Византийские невесты стыдливо прятались под двойные бесформенные туники, расшитые золотом и жемчугами. Дозволялось бросать случайные взгляды лишь на дорогие тяжёлые ткани, из которых шились многослойные наряды.

Светская львица

Первые свадебные платья, привычные для нашего восприятия, появились в XV веке. Они коренным образом отличались от тех, что были ранее, и подчёркивали хрупкий силуэт и утончённую натуру юной девушки. Подобное платье можно назвать «едва беременна», поскольку они требовали объёмного округлого животика, который имитировался специальными подкладными подушками.

Грандиозной длины шляпка «энен» пирамидальной формы, дабы не соскользнуть с хозяйки, заставляла её ходить с покорно склонённой головой. Этот неудобный до нелепости головной убор еще и украшался шёлковой фатой.

Подвенечные платья эпохи глубокого Средневековья были несказанно узкими и сильно стесняли движения. Их шили из роскошной парчи или бархата, утягивая фигуру облегающим кроем и бесконечными застёжками. В приоритете оставались яркие цвета: алый, бордовый, пурпурный. Свадебное убранство не обходилось без томных вуалей, плывущих шлейфов, а то и без длинных в пол рукавов.

Готический стиль жизни не мог не отразиться на облике невесты. В те суровые время брак был самой настоящей сделкой. Причем в контракте оговаривалось все до мелочей, даже ткань и меховая отделка платья, в котором невеста пойдет под венец.

Свежее дуновение эпохи Возрождения пришло из Италии. Именно там появились мягко облегающие талию силуэты, пышные рукава и длинные многослойные юбки с ниспадающими в пол мягкими складками. Под юбку поддевались короткие игривые чулочки с завязками в виде бантов над коленом.

В качестве украшений преобладал жемчуг. Перламутровую морскую драгоценность вплетали в волосы, шею и руки украшали жемчужными ожерельями и браслетами. В народе жило поверье, что жемчуг скрепляет брачные узы. Так приживались традиции барокко.

В том же XVI веке из Испании были завезены жесткие корсеты и огромные круглые кружевные воротники. В свадебную моду приоткрыл завесу золотистый цвет, а чуть позже – розовый. В те времена женскую фигуру сравнивали с песочными часами.

XVIII век ворвался в Европу витиеватым французским стилем «рококо» и воротником Медичи, без которого выходное платье даже не мыслилось. Удушающе узкие костяные корсеты женщины затягивали талию, пока дамы могли дышать. Юбка «панье» с жестким кринолином и летящим шлейфом достигла запредельной пышности. Причем длина последнего указывала на статус невесты.

Обилие утонченных мелких деталей, кружева, рюшей, лент и бантов сводило с ума. Вполне уместными казались кудрявые напудренные парики, прически «высотою с дом» и грудь, стремящаяся из декольте наружу. Всё это было модным, изысканным, искусственно преувеличенным и отнюдь не считалось вульгарным. Ведь даже букет невесты тщательно подбирался под оттенок платья.

В конце столетия пришел сдержанный стиль ампир. Простой силуэт с сильно завышенной талией, маленькими рукавчиками и расширяющейся к низу юбкой хорошо знаком нам и сегодня. Разница лишь в том, что заднюю часть платья в те времена увеличивали в объеме специальным каркасом или подкладными подушечками. При этом оставалось предостаточно места для ярких и соблазнительных элементов «рококо». Надо отметить, что типичные цвета ампира – серебристый и белый. Впрочем, последний в ракурсе свадебной моды заслуживает отдельного внимания.

Белое шествие

Если брать во внимание нравы XVI-XVII столетий, то девушка в белом могла дойти только до монастыря и стать «Христовой невестой». У многих народов белый цвет считался атрибутом скорби по ушедшему человеку. Свадебный наряд мог быть голубым, розовым, зеленым, фиолетовым, бордовым и даже одиозно черным, но никак не белым.

Однако из существующего правила появлялись исключения. И какие весомые исключения! Ведь если можно Марии Стюарт, Анне Австрийской или королеве Марго, значит бояться нечего. Полную ясность в этом вопросе внесла английская королева Виктория. Ее белое свадебное платье одержало фантастический триумф на публике и подействовало как свежий наркотик на преданных красавиц, списывающих моду со своей Королевы. Остановить белоснежную свадебную волну оказалось невозможно. Наконец-то искушенный мир признал белый цвет, как символ чистоты и непорочности.

XIX век принес невестам золотистые блонды – тончайшие кружевоплетения, теряющие свою структуру на палящем солнце. Несмотря на столь «хрустальную» хрупкость, этим великолепием украшали открытое декольте, маленькие рукава-фонарики, тончайшую фату. Юбку-колокол выстраивали кринолином с вшитым по низу рулоном.

Вместе с секущимися кружевами «давала трещины» застоявшаяся стилистика женского образа. «Корсетный» век задыхался и требовал разительных перемен. И они пришли в лице непостижимой Коко Шанель.

ХХ столетие изменило представление о «карамельно-кондитерской» насыщенности женских нарядов, предложив женщине глоток свободы и право оставаться собой. Белые свадебные платья от Коко Шанель были намного скромнее и проще, но они ни на секунду не отвлекали взгляд от самой женщины, подчеркивая природные линии ее фигуры. Ничего лишнего! Этим воздухом и сегодня дышит мир моды, в том числе и свадебная стихия. С легкой руки Коко белая свадебная феерия, как паутина, распространилась по цивилизованному миру и до сих пор без боя не желает отдавать свои позиции.

Конечно, свои коррективы внесла II Мировая война. Женщины не только экономили на кружеве, но и становились смелее. Вплоть до 60-х годов ХХ века длина платьев постепенно ползла вверх до пугающего мини. Привычные сегодня фасоны многим казались дерзкими и скандальными, но выглядели сногсшибательно. Мир свадебной моды жил отдельной жизнью и упрямо пробивал себе дорогу в будущее.

Идеал скромной невесты в почти гимназическом платье со скромной шляпкой-котелком на голове остался на пожелтевших снимках 20-х годов. Середина века врывается в мир моды строго очерченной классикой в сочетании со сдержанной романтикой. Вспомним платья-миди от маститого Кристиана Диора.

Этот стиль хиппи из 70-х годов приняли с небольшими поправками, добавив в него фольклорных нот, больше раскованной романтики и вальяжного трикотажа.

В 80-е годы люди повернулись лицом к спорту и предпочитали удобные просторные одежды, не стесняющие движений. Кстати, свадебные платья свободного покроя с приспущенными рукавами снова в тренде и широко представлены в свадебных салонах.

Самыми непостижимыми для истории моды оказались лихие 90-е. Подобной вседозволенности мир не видел никогда. Да и не было тогда особой моды – рыночная анархия, одним словом. Как женщины умудрялись сохранять безупречный вкус, останется загадкой. Любопытно, что многие эксперты называют этот период самой чёрной полосой в истории моды.

Современная невеста, кто она?

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Если попытаться в одно слово обозначить, какой свадебный наряд сегодня в моде, то это, пожалуй, стильный. Учитывая пропорции своего тела, девушка может примерять на себя одеяния любой эпохи, не боясь казаться несовременной. Нет отживших фасонов! Опасаться нужно стилистических ошибок, связанных с комбинаторикой отдельных элементов и нарушением целостности образа. Неважно, что Вы выбрали – дерзость или романтику, лаконичность или блеск, сдержанность или фонтан эмоций, главное оставаться в роли до конца.


Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Примеряйте не платье, а эпоху. Постарайтесь мысленно хотя бы на мгновение очнуться в том времени, куда стремится душа. Сердце благодарно подскажет, какому платью отдать предпочтение. Сохраните это волшебное ощущение образа на протяжении всего праздника. Вы будете неотразимой.


Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Девушка из времен «настоящее+будущее» активна, уверена в своих силах, подтянута и точно знает, что хочет от жизни. Дерзайте!

Современные тенденции свадебной моды

Сегодня мы смело говорим о наличии высокодоходной индустрии свадебных нарядов. Возможно, она развивается не так динамично и кардинально, как другие отрасли, но тому есть вполне резонное объяснение – прочно укрепившиеся традиции в противовес новым идеям. Создателям свадебных нарядов приходится с ними считаться.

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Но все же, если проанализировать «долгий путь платья к невесте», нельзя не заметить освежающего дыхания XXI века:

  • На новом витке к свадебным платьям вернулись королевская роскошь и изысканность.
  • Современные текстильные технологии явили миру безупречные по фактуре и выделке ткани, атласные, шелковые, кружевные, с помощью которых можно выстраивать силуэт, выполнять густые драпировки, оформлять декоративные детали. Эти материалы сочетают презентабельность и практичность, сохраняя первозданный внешний вид даже на самой активной невесте.
  • Возможности невесты ограничены лишь финансово, в остальном можно бесконечно экспериментировать, выбирая фасон, материал, цвет, отделку.
  • Свадебные платья создаются минимальным тиражом, иногда в единичном экземпляре, и объединяются в небольшие сезонные коллекции, пополняемые несколько раз в год. Салоны проявляют интерес к широким группам покупателей, включая невест в положении и с особыми потребностями. Визуальный мониторинг показывает, что существует идеальный выбор на любую женскую фигуру.

В последнее время стилисты предлагают длинные силуэты, максимально подчеркивающие талию, открывающие плечи и руки.


Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Немного конкретики на примере платьев свадебного салона «Валенсия» (самые ходовые фасоны у девушек разных комплекций):

  • бальные платья – «Lanesta Amandola», «Lussano Bridal Davina», «Lanesta Lumia», «Farletta Petuniya», «Naviblue Bridal Linda», «Farletta Sagitta», «Прециоза» (автор Наталья Романова), «Magdalena» (автор Ева Уткина), «Blanch» (автор Анна Кузнецова);
Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»
  • платья «русалка» – «Lanesta Emily», «Lanesta Makko», «Farletta Cassiopeia», «Star» (коронная фишка от Анны Кузнецовой);

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • платья А-силуэта в стиле 60-х годов – «Gabbiano Cessa», «Obstinate Chamomile», «Farletta Franjepani», «Dorotea» (автор Анна Кузнецова), «Батри» и «Фрея» (автор Наталья Романова);

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • платья в стиле греческого ампира – Gabbiano «Colombina» и «Estel» Ariamo «Lucca», Оксана Муха «Ennis»;

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

На кону много интересных трендов сезона 2018-2019 годов:

Читайте также:  Румяна и хайлайтер для безупречного макияжа

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • аппликации и вышивки в цветочной тематике;
  • укороченные юбки со шлейфом;
  • обнаженные плечи;
  • длинные, узкие или расширенные к низу рукава;

Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • смелые нарушения цветового равновесия – самые неожиданные оттенки и их сочетания в крое или в контрастной отделке;
  • кружевные аппликации с тату-эффектом;
  • оригинальные безрукавные плащи (кейпы) или пелерины взамен фаты или головного убора;
  • фасон «кроп-топ».
Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Как бы упрямо не бежало время, свадьба всегда остается важным и счастливым событием в жизни любого человека. Мы прежние, и ищем свое свадебное платье, а теплые отголоски истории – наша путеводная нить на пути к совершенству.

История свадебного платья

Пожалуй, ни к одному своему наряду девушка не относятся так трепетно, как свадебному платью. Современные невесты стараются выбрать свадебное платье и аксессуары к нему задолго до торжества, мечтая быть самыми неотразимыми в день бракосочетания. История свадебного платья удивительна и очень интересна. Некоторые, особенно любопытные факты с истории свадебного платья мы вам и предлагаем почитать.

Крестьянские девушки 17-19 веков начинали готовить себе приданое к свадьбе, в том числе и свадебное платье, сразу, как только получали необходимые навыки шитья (иногда и ткань для одежды им приходилось не покупать, а делать все самим – выращивать лен, прясть и ткать). Также на Руси существовала традиция передавать свадебное платье от матери к дочери, ведь женщина могла одеть его только один раз в жизни

Отметим, что традиционное русское платье невесты было красного цвета, так как он символизировал красоту и плодовитость женщины. Белые свадебные платья появились только в 17-18 веке в Европе. В России же женщина в белом одеянии считалась «невестой Христовой», то есть ей предстояло покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь.

Традиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас – с течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними – цвет, покрой, фасон свадебного платья.

В Древней Греции, родоначальнице европейского свадебного наряда, невесты надевали длинное легкое платье, скрепленное застежками на плечах («пеплос»). Белый цвет одежды жениха и невесты был символом молодости и чистоты, а лавровый венок на голове девушки указывал на её целомудрие. Вообще древние греки больше всего ценили в одежде простоту и гармоничность линий.

В Древнем Египте невесту от груди до щиколоток облачали (вернее сказать — заворачивали) в длинный кусок материи на бретельках. Главную роль в костюме египтянки играло не платье, а различные украшения с религиозной символикой – браслеты, бусы, подвески, кольца, диадемы и пояса.

В эпоху Средневековья на смену культуре красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжелых тканей, полностью закрывающими фигуру. Красота тела стала считаться греховной, а наслаждение ею – запретным. Тяжелые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их богато украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. Так что для свадьбы женщины по-прежнему выбирали самые лучшие и дорогие наряды.

Но желание женщины выглядеть привлекательной для противоположного пола искоренить невозможно, поэтому уже в эпоху позднего Средневековья (14-15 века) произошло некоторое смягчение суровых нравов и одежда стала более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застежек – такая одежда весьма затрудняла движения. На свадьбу невесты той поры шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине.

В эпоху Возрождения, свадебное платье снова стало учитывать пропорции тела и его естественные изгибы. Сверху оно деликатно облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии расходится легкими складками. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Невесты эпохи Возрождения носили много жемчужных украшений и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы.

Через столетие, в эпоху рококо, покрой платьев усложнился, появилось множество дополнительных деталей и извилистых форм. Высокие парики, вычурные прически, огромные шляпы, глубокие декольте и корсеты прочно вошли в моду сначала в Франции, а потом и по всей Европе. Кринолины платьев украшают кружевами, лентами, бантами и цветами. Длина шлейфа свадебного платья указывала на социальный статус невесты. Наступила эпоха игривой искусственности, которую должны были поддерживать женщины.

Кстати, моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская – её белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции. а затем и других стран Европы, стали повторять за ней. По другой версии, это сделала королева Виктория в середине 17 века. Однако в любом случае, белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты.

В конце 18- начале 19 веков произошла очередная смена вкусов – стиль ампир возродил античную строгость форм. В моде стали платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчеркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья – белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и легкость.

Правда, к середине 19 века в моду снова вошел подзабытый кринолин. Свадебное платье украшают многочисленными бантами, кружевами и оборками. При помощи специальной подушечки или каркаса зрительно увеличивали заднюю часть платья.

К концу 19 века мода снова сделала крутой поворот – теперь невеста красуется в удобном элегантном платье с высоким вырезом и слегка расклешенной нижней частью. Вышивки, банты и кринолины становятся неактуальны.

В 20 веке со свадебным платьем произошло множество изменений. Начиная с начала века и до 1960-х годов длина свадебного платья неуклонно уменьшалась, особенно с появлением радикального и дерзкого по тем временам мини. Идеал красоты, а значит, и вид свадебного платья, также неоднократно менялись.

В 20-х годах это девушка-подросток в скромном платье с заниженной талией и шляпке-котелке.

в 30-е годы к ней возвращается женственность.

В 40-е одежда вновь становится более строгой, с прямыми четкими линиями.

В 50-е годы легкий, романтичный образ снова в моде. Кристиан Диор, тогдашний законодатель моды, одевает женщин в приталенные платья миди с пышной юбкой.

В 60-е годы 20 века платья становятся короче и приобретают лаконичную форму – без украшений и лишних деталей.

Стиль хиппи 70-х годов привнес в моду фольклорные мотивы и пристрастие вязаным вещам. После 80-х недолго просуществовал стиль ретро, а затем его сменил удобный спортивный стиль одежды – символ независимости, уверенной жизненной позиции и активно образа жизни.

Мода 21 века на свадебные платья стала очень гибкой – теперь в ней соединяются и смешиваются буквально все стили и направления от рококо до авангарда. Выбор цвета и покроя свадебного платья теперь целиком зависит от вкуса девушки, её настроения и фантазии. В день свадьбы, в зависимости от того, какое платье она выберет, невеста может предстать перед женихом и гостями практически в лбом образе – от античной богини или воздушной мечтательницы до современной деловой женщины.

История свадебного платья: когда белый цвет стал традицией?

Современным невестам кажется, что белый цвет свадебного платья — это одна из нерушимых свадебных традиций, уходящая корнями глубоко в прошлое. И многие невесты пытаются рушить стереотипы на своём торжестве, начиная именно с цвета подвенечного наряда — какой угодно, только не традиционный белый.

На самом деле обычай выходить замуж в белом по историческим меркам не такой уж древний — ему менее 200 лет. Прецеденты, конечно, встречались и раньше, но то были единичные случаи, а не традиция. Давайте разберёмся, что же означает белый цвет свадебного платья и когда он стал считаться традиционным для церемонии вступления в брак.

В Европе

Белый цвет далеко не всегда считался торжественным, более того, он вовсе не ассоциировался ни с чем позитивным. В Европе замуж выходили преимущественно в красном, зелёном, встречались и другие цвета. Белый же долгое время являлся цветом траура и скорби. Недаром европейские королевы носили белое во время траура, за что их называли Белыми Дамами. Само собой, надеть белое одеяние на такое радостное событие, как свадьба. решались немногие.

И тем не менее, история знает несколько примеров такой неординарности королевских особ.

  • Пожалуй, впервые белое платье на свадебную церемонию надела герцогиня Бретани и королева Франции Анна Бретонская, в 1499 году вышедшая замуж за Людовика XII. Это был первый вестник зарождающейся традиции, которую ещё не одно столетие поддерживали лишь самые смелые невесты.
  • В 1613 году отличилась в день своей свадьбы англо-шотландская принцесса Елизавета Стюарт. Её свадебный наряд, как и платья подружек, был выполнен из серебристо-белой парчи. Платье Елизаветы со шлейфом, украшенное серебристым кружевом и расшитое бриллиантами, обошлось её отцу, королю Якову I, в целое состояние.
  • Белый наряд на свадьбе предпочла и вторая супруга Наполеона Бонапарта (Наполеона I) эрцгерцогиня Мария-Луиза Австрийская, вышедшая замуж за императора в 1810 году. В XIX веке носить белую одежду могли себе позволить только люди с большим достатком, ведь на светлом грязь заметна лучше всего, а стирка в те времена была занятием очень обременительным. Поэтому белое на свадьбу надевали богатые невесты, чтобы подчеркнуть свой статус и происхождение.
  • Триумфальный прорыв в мир моды белого свадебного платья произошёл в 1840 году благодаря знаменательной свадьбе XIX века — английской королевы Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского. Роскошное платье Виктории было украшено белоснежными цветками апельсина, за ним тянулся шлейф длиной 5,5 метров. Фотографии с церемонии были опубликованы в прессе, после чего многие невесты по всей Англии стали подражать своей королеве.

  • В 1853 году упрочила позиции белого свадебного платья последняя императрица Франции, супруга Наполеона III графиня Евгения де Монтихо — первая красавица и законодательница мод, признанная всей Европой.

На Руси

Славянские свадебные обычаи также не предполагали белого цвета для платья невесты. Традиционным для Руси считается красный цвет подвенечного наряда, ведь само название «красный» издревле означало с «красивый», «нарядный» — одним словом, лучший. Русские девушки на свадьбу надевали своё лучшее платье, оно могло быть красным, зелёным и обычно являлось воплощением национального костюма.

Как правило, на Руси свадебное платье девушка шила себе сама. На это могли уйти месяцы и даже годы, но чем красивее было платье, чем искуснее оно было украшено, тем большей рукодельницей считалась невеста. Богато расшитое платье говорило о её усидчивости, что добавляло уверенности в том, что из девушки выйдет хорошая хозяйка.

В качестве свадебного наряда обычно выступали либо нарядная сорочка и длинная юбка, либо яркий сарафан, надетый поверх сорочки.

В знатных и богатых семьях свадебные наряды девушек были более разнообразными, их дополняли, в зависимости от сезона, накидки и другая верхняя одежда, нередко на меху, а также меховые или расшитые драгоценными камнями и жемчугом воротники. В качестве аксессуаров встречались перстни, крупные и тяжёлые серьги, драгоценные венцы с камнями украшали голову, а разноцветные яркие ленты — косу невесты.

Современность

Если королеву Викторию можно назвать основательницей традиции белого свадебного платья, то человеком, который ввёл это явление в массовую моду, стала Коко Шанель. Первая мировая война внесла свои коррективы в привычную для европейцев мирную жизнь, многие стороны которой стали значительно скромнее, в том числе и свадьбы. И великая Коко адаптировала эти изменения, создав модный тренд — укороченное свадебное платье. Оно было белым, длиной до колен, но с очень длинным шлейфом, делающим фасон платья весьма необычным. Традиционная фата также прилагалась.

Но настоящий расцвет свадебной моды начался на Западе после Второй мировой войны, в 50-е годы.

Белый цвет уже по праву считался праздничным, торжественным, символизировал чистоту и непорочность, нежность и искренние чувства невесты к своему избраннику. Свадебные платья становились всё более изысканными и роскошными, для их изготовления стали использоваться такие материалы, как шёлк, атлас и кружево. Постепенно в моду входят приталенные силуэты, открытые руки и плечи.

Читайте также:  Как подготовиться к зачатию ребенка?

Сейчас же, как мы видим, все свадебные традиции стали очень условными, потому что каждая пара сама создаёт стиль своего праздника, выбирает традиции, которым следовать и которые нарушать, и соединяет всё это в невероятный, оригинальный и не похожий на другие свадебный коктейль. Если вас интересуют свадебные традиции, то наши статьи помогут разобраться в них и выбрать те, которые вам по душе.

История свадебных платьев

Любая девушка мечтает, что в один прекрасный день она пойдёт под венец в роскошном свадебном платье. А на старых фотографиях можно рассмотреть свадебные платья не только наших мам, но и бабушек. А у кого-то, возможно, до сих пор в доме хранится ещё бабушкино свадебное платье, которое вполне можно потрогать. Какова история свадебных платьев? Какие свадебные платья носили наши далёкие пра-пра-пра и ещё много раз прабабушки, жившие в эпоху средневековья? А в каких свадебных платьях выходили замуж девушки Древней Греции?

История свадебных платьев – древний мир.
В Древнем Египте на свадьбу девушки надевали «калазирис». Этот наряд представлял из себя кусок материи, обёртывавшей фигуру от груди до щиколоток, с одной или двумя бретелями. Основную роль играли украшения: ножные и ручные браслеты, магические амулеты, кольца, бусы, пояса.

В Древней Греции наряд невесты состоял из куска длинной ткани, которым окутывалось тело, с двумя застёжками, чем знатнее была семья невесты, тем роскошнее были эти застёжки. Голову невесты покрывала жёлтая накидка, которая символизировала солнце и счастье.

В Древнем Риме девушки-невесты на голове носили алое покрывало, на фоне которого их кожа выглядела бледной и мраморной, как римские статуи, а сам цвет символизировал страсть, любовь и невинность невесты.

История свадебных платьев – Россия.
В России во времена Киевской Руси невесты наряжались в длинные белые рубахи с широкими рукавами и красные сарафаны, такого же цвета, красного, который символизировал счастье, радость и красоту, вплетались ленты в косы, сверху надевалась душегрея. После свадьбы косы окручивались вокруг головы, что говорило об изменение статуса девушки из невесты в замужнюю женщину. Аристократки поверх сарафана надевали плащ-мантию с золотым шитьём, а их голову украшал венец-обруч со звенящими подвесками. И только начиная с XVIII века русские невесты стали следовать европейской моде так, как на этот счёт был издан указ Петра I.

Собственно говоря, свадебные платья никогда не были именно свадебными платьями, они вполне могли носиться и после свадьбы, да и белый цвет на свадьбах на протяжении многих веков не употреблялся, невесты, как в Европе, так и на Руси предпочитали платья красных, оранжевых и жёлтых цветов.

Первое упоминание свадебного платья, которое должно было одеваться именно на свадьбу, относится к XV веку. Это было платье с корсетом, высокой талией, треугольным вырезом, длинными рукавами. В то время в моде было состояние «немножко беременна» и у девушек были специальные подушки, которые накладывались на живот под многие платья, в том числе и под свадебные. На голове невесты носили высокий головной убор в виде пирамидки – энен, который украшала фата, пошитая из шёлка. А чтобы удержать столь большую шляпку на голове, невесты были вынуждены ходить с головой опущенной вниз. Цвета платьев по-прежнему оставались красными, алыми и пурпурными.

Впервые белое свадебное платье решилась надеть королева Маргарита Валуа, королева Марго. До этого считалось, что белый цвет – это цвет лишь невест Христа. Девушки последовали её моде, но вдовы, выходя замуж во второй раз, не имели права наряжаться в белое, они носили чёрные платья со вставками красного цвета.

В эпоху Возрождения шили свадебные платья из белого атласа или серебреной парчи, расшивая их драгоценными камнями и жемчугом. Жемчуг невесты также вплетали и в волосы.

В эпоху Барокко в моду входит полнота, а также платья с пышными юбками и рукавами. В это время свадебные платья в основном были золотистого цвета, ну или жёлтого и зеленого. Кстати в Ирландии свадебные платья и раньше в основном были именно зелёного цвета. Также в эпоху барокко свадебные платья впервые стали украшаться кружевами, а потом без них будет уже очень тяжело представить свадебный наряд. Для украшений использовался жемчуг. В начале XVII века для пущей пышности надевали минимум три нижние юбки, а также чулки обязательно с пышными бантами и кокетливыми завязками. К концу века в моду вошли розовый и коралловый цвета свадебных платьев.

В XVIII веке в моду входит воротник «Медичи» (веерообразный кружевной воротник) и платья также начинают украшать вышивкой и золотом. В моду входят пастельные тона: светло-голубой, нежно-розовый. А девушки-простолюдинки часто выходили замуж в платьях серого цвета.

В эпоху Рококо свадебные платья в основном были серебряных тонов, обязательно со шлейфом, длина которого определяла статус невесты, а также в моду вошли пышные и сложные по своей конструкции причёски и парики.

В эпоху неоклассицизма в моде были платья светлых тонов, а в 1790-е годы в моду входят белые свадебные платья. Кстати, ещё раньше этого времени у Анны Австрийской, Марии Стюарт и Маргариты Валуа, о которой мы уже упоминали, были белые свадебные платья.

В это время в моде белые свадебные, как мы помним, платья с высокой талией, и короткими рукавами-фонариками, а голову невесты украшал убор из искусственно созданных цветов апельсина – «флер д оранж».

Но уже вскоре в моду опять возвращаются пышные юбки и украшения из рюш и кружев. В 20-30 – е годы XIX века свадебные платья имели колоколообразную форму. В 30-е годы голову невест вновь украшает венок из цветов апельсина, сделанных из шёлка, ваты и бархата, а рукава платья обшиваются цветочными веточками. В 50-е годы XIX века в свадебную моду входят украшения, кроме брильянтов, и перчатки. Французская императрица Евгения вводит в моду брюссельские кружева. Она вышла замуж в платье, полностью сотканном из кружев. К 90-ым годам юбки свадебных платьев становятся уже, а рукава наоборот ещё шире.

В 1900-е свадебные платья становится более закрытыми – появляются воротники-стойки, а юбки чуть-чуть укорачиваются, теперь они едва прикрывают лодыжки, корсеты выходят из моды.

А дальше мода на свадебные платья меняется со скоростью света, а то и быстрее. После Первой мировой войны появляется свадебный букет. Коко Шанель предлагает смелое свадебное платье с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади. В 30-е годы XX века в моде опять пышные свадебные платья, часто с корсетом и с жакетом. В 50-е годы благодаря Диору в моде вновь были пышные юбки свадебных платьев. А 60- е это эпоха минимализма и коротких юбок. В 80-е возвращается мода на длинные романтические свадебные платья с рюшами и вышивкой.

Ну а сегодня невеста может позволить себе любой вариант свадебного платья, любых цветов и любой длины, основываясь только на собственном представление о том, как же должно выглядеть именно её идеальное свадебное платье.

Личный опытНедостижимый идеал: Как я выбирала свадебное платье

Если верить американским ромкомам, каждая девочка с детства ведёт свадебный альбом, где прикидывает, как будет выглядеть её букет, какими будут платья подружек невесты и какой торт подадут в финале вечера. Со мной всё было не так: единственное, о чём я задумывалась, когда представляла свою гипотетическую свадьбу, ещё до того, как бойфренд сделал мне предложение, — песня для первого танца (естественно, в итоге мы выбрали совсем другую) и платье.

Мечта о платье в стиле 20-х разбилась после примерки первого же прямого платья в пайетках — в нём я почувствовала себя
не миниатюрной, а квадратной

Свадьбы и свадебная культура — давний предмет споров: стоит ли вкладывать в это столько денег? Не лучше ли потратить их на путешествие, ипотеку, ремонт или машину? Кому вообще нужны свадьбы — не проще ли расписаться «по-тихому» и не закатывать масштабный банкет? Свадебное платье — один из главных моментов в таких дискуссиях: зачем тратить целую зарплату на вещь, которую будешь носить только один день? И хотя всё больше девушек предпочитает выходить замуж в платьях, которые можно надеть и после знаменательной даты (пусть и вечерних), мне по-прежнему хотелось классическое длинное белое — просто потому, что возможность ходить в таком и не чувствовать себя глупо и неуместно выпадает раз в жизни. Ну, или как повезёт.

О поисках свадебного платья рассказывают разное: одна моя подруга нашла своё в первом же салоне за скромные 12 000 рублей, другая ходила в салоны, где бесплатно можно было померять только три платья, а за остальные нужно было доплачивать, третья сказала, что её знакомая нашла отличный наряд за разумные деньги на рынке «Садовод». Меня поиски завели в самые разные салоны (за исключением, пожалуй, бутика Веры Вонг): я побывала (правда, скорее ради интереса) в салоне, где средний чек на платье составляет 150 000 рублей, салоне средней ценовой категории, реклама которого выпала мне во «ВКонтакте», модной мастерской на территории бывшего завода и демократичном салоне, где, при желании, можно найти платье за 20 000 рублей.

К началу поисков я определилась, какое платье хочу: длинное, кремового цвета, в духе двадцатых — похожее можно найти в свадебной линейке ASOS. Правда, от покупки платья в интернет-магазине в итоге отказалась: когда в тебе 160 сантиметров роста, у тебя объёмные бёдра и даже поиск обычных джинсов превращается в приключение, рисковать лишний раз не хочется — неизвестно, как на тебе будет сидеть покупка.

Хотя волнение от поисков и покупки платья мало сравнимо со стрессом от подготовки к свадьбе в целом, понервничать всё-таки пришлось. Девушку, которая решила искать свадебное платье, ждёт несколько неприятных сюрпризов. Во-первых, то, как платья выглядят в лукбуках, совсем не отражает то, как они будут сидеть на обычном человеке: не считая того, что модели всегда худые и высокие, каждая из них ещё и стоит на специальной подставке, чтобы платье красиво струилось у ног. Моя мечта о платье в стиле двадцатых разбилась после первого же прямого платья в пайетках, которое я ради интереса померила в дорогом салоне — в нём я почувствовала себя не миниатюрной, а квадратной.

В том же дорогом салоне меня ждал ещё один неприятный сюрприз: в обычной жизни я ношу вещи 42–44-го размеров, но свадебные платья часто оказывались для меня тесноватыми. И хотя сотрудницы магазина любезно уверяли, что платье можно чуть распустить на швах и я буду чувствовать себя в нём комфортно, я всё время задавалась мыслью о том, как ищут платья девушки с большими размерами одежды и почему свадебная индустрия в России их чаще всего игнорирует. И даже если в салоне есть платья больших размеров, на фото их всё равно демонстрируют худые девушки — из-за чего контакт с реальностью теряется окончательно, а понять, как будет смотреться конкретное платье в жизни, решительно невозможно.

Во-вторых, по фотографиям нельзя понять качество вещи — как бы долго ты ни изучала сайт салона, реальность всё равно внесёт свои коррективы. Самым неприятным откровением для меня стал демократичный магазин на «Белорусской»: простые минималистичные платья (сшитые, как позднее выяснилось, в Белоруссии) на поверку оказались будто сделанными из скатерти из школьной столовой, да ещё и за сумму, на которую можно было сшить хорошее платье на заказ. В этом же салоне почему-то нельзя было фотографировать — хотя те, кто решит скопировать дизайн, запросто могут найти фотографии платьев на сайте.

Ожидания по поводу качества платьев не оправдались не только там. Одно из платьев, которое я померила в салоне на территории бывшего завода, выглядело необычно и интересно и оказалось практически точной копией платья Веры Вонг из старой коллекции — но худшего качества, с плохо обработанными краями, которые грозились расползтись после химчистки и отпаривания.

Читайте также:  Женские сумки и их предназначение. Как правильно подобрать?

В свадебных салонах не доверяют надевать платье самостоятельно, так что ты быстро учишься раздеваться в присутствии незнакомых людей

Свадебное платье требует серьёзных вложений, и часто разумнее сшить его на заказ, если вы точно знаете, чего хотите, и у вас есть контакт хорошей портнихи. Кажется, практически единственный способ сэкономить — приобрести платье в масс-маркете или, если всё же хочется «торт», взять его в аренду (но тогда невозможно будет подогнать наряд под свой рост). Ещё один вариант — купить платье не в сезон, который начинается уже в марте: те же самые платья, купленные в октябре, а не в мае или апреле, обойдутся в полтора-два раза дешевле. Это особенно обидно, когда весной, листая страницу магазина в социальной сети, в альбоме видишь только что купленное платье со старым ценником. И всё это не считая дополнительных трат: как минимум подгонки по длине и в плечах и отпаривания.

Поиски подходящей тебе модели — отдельный большой вопрос. Российская свадебная мода подразумевает корсеты (не понимаю, как можно чувствовать себя в них комфортно в день свадьбы, если ты никогда раньше их не носила), пуш-ап (тебе обязательно предложат вшить дополнительные вставки, визуально увеличивающие грудь, даже если ты об этом и не думала), пышные нижние юбки, в которых ходить получается медленно и с большим трудом, и обилие кружев. По итогам первых примерок мне захотелось простое атласное платье — довольно быстро выяснилось, что в каждом салоне таких всего пара штук.

Сотрудницы салона сделают всё, чтобы продать тебе платье — это вроде бы очевидная мысль, но будущая невеста находится в очень уязвимой позиции. Тебе будут говорить, как прекрасно сидит платье, предлагать сделать фото, красиво разложат шлейф у зеркала, а потом добавят цветной пояс и фату, так что ты не сможешь не представлять себя героиней чёртового ромкома. О цене конкретного платья ты узнаёшь, только когда задаёшь прямой вопрос — так что лучше сразу чётко называть свой бюджет, чтобы потом не расстраиваться. О некоторых вещах в салоне просто предпочитают молчать: так я, примерив платье второй раз, уже решившись на покупку, выяснила, что платья этой марки в салон доставляют из-за границы по конкретному заказу и мне придётся ждать пару месяцев. В свадебных салонах тебе не доверяют надевать платье самостоятельно, так что ты достаточно быстро учишься раздеваться в присутствии незнакомых людей: к концу примерок я спокойно снимала лифчик в присутствии трёх швей, работавших в салоне.

Твоё собственное ощущение времени и дедлайнов совсем не совпадает с представлениями работников салона: для тебя это важная дата, к которой нужно готовиться если не полгода, то хотя бы три месяца, для них — очередной сезон. Как только ты называешь дату свадьбы, все примерки и подшивки сдвигаются к ней вплотную, так что никакой возможности забрать платье не за два дня, а за две недели до свадьбы просто нет — если, конечно, изначально не врать по поводу даты. Платье, которое мне понравилось, салон должен был заказывать напрямую у марки из-за границы, откуда его должны были доставить за полтора месяца. Но в итоге наряд, который я купила ещё в конце апреля, я увидела только в июле, а забрать его домой смогла лишь за три дня до свадьбы.

На последнем этапе выясняется куча других мелких деталей: что забирать отпаренное платье почему-то нужно не в чехле, а в привезённом из дома пододеяльнике, чтобы не испачкать подол и шлейф (почему платье не помещается в предназначенный для него чехол — отдельный вопрос), что платье не влезает на заднее сиденье такси (да и вообще непонятно, как его можно куда-то сложить, не помяв), что в платье мечты нужно не только красиво стоять на фотосессии, но и сидеть, и залезать в автомобиль, и перемещаться весь день, и (о ужас!) ходить в туалет — и совершенно непонятно, как делать это без посторонней помощи.

Мой жених умудрился купить костюм, рубашку и ботинки за час в первом же магазине. Я просмотрела пару сотен платьев в интернете, съездила в четыре салона и магазина (в некоторые по два раза), примерила в общей сложности два десятка платьев и потратила на это больше месяца. Уверена, что в погоне за идеальным платьем можно пойти и не на такое, но моих сил не хватило на большее.

История свадебного платья

Девушки, так как эта статья хоть и в основном в историю уклон, но все-таки это история традиции и моды, свадебного платья.

Свадьба одно из самых счастливых событий в жизни, и часто одно из самых ярких. Свадьба почиталась во всех народах наравне с рождением детей. В каждой стране свадьба подчиняется своим правилам, традициям, согласно вере и культурным обычаям. Многие девочки из века в век фантазируют, какой она будет, какое платье будет одето, какие украшения, туфельки и прочие аксессуары, которые превращают этот день в маленькую волшебную сказку.

Я хочу вам рассказать немного об истории свадебного платья. И может данная статья подарит вам вдохновение в создании своих работ.

Привычное для нас свадебное платье имеет длинную историю, и сохранило немало элементов из глубины веков. Например, во многих европейских странах до сих пор остались элементы наряда из дохристианской эпохи. Фата невесты – символизирует непорочность девушки; цветы, которые дарят молодоженам и которыми украшают наряд девушки, тоже частица дохристианской традиции. Прообраз фаты появляется еще в Древней Греции. Греческие невесты одевали белое легкое платье в пол, с двумя застежками на плечах – «пеплос». Красота и богатство застежек рассказывало о состоятельности невесты. Голову и волосы украшали живые цветы и золотое покрывало. Золотой прообраз фаты олицетворял солнце и счастья.

Данный стиль один из популярных в России и Европе. Я думаю, каждый из нас его видел, а многие даже примеряли на себя.

В России фата так же имеет свою историю. Изначально на Руси это был расписной платок, который дополнял красоту свадебного наряда. Но это было не просто украшение, платок должен был защищать невесту от злых духов и дурного сглаза. С приходом христианской веры и с течением времён у фаты изменился цвет и материал, изменилась форма, но она всё так же сохраняет важную роль в церемонии бракосочетания. Фата при венчании носит сакральный смысл, сначала она символизирует невинность невесты и всё так же защищает ее от недобрых взглядов. По традиции до венчания или бракосочетания она закрывает лицо невесты, а после регистрации, уже в роли жены фату убирают с лица или меняют на более короткую. На некоторых свадьбах можно встретить сохранившийся обряд, когда после регистрации свекровь поднимает покров или снимает фату с девушки, ставшей теперь уже женой. Фату обязательно хранят дома, и после рождения ребенка она служит покровом для колыбели, защищая младенца от всех бед.

Но вернемся к самому свадебному платью. Традиция цвета свадебного платья тоже приходит к нам из прошлого. Однако привычный белый цвет платья появился не сразу. В Древней Руси свадебный наряд был красным и украшен различными орнаментами. Красный цвет символизировал красоту, плодовитость женщины. В некоторых регионах использовалось два наряда невесты, первый был простым, иногда допускался даже черный, он символизировал скромность и печаль ухода из семьи. А второй был «расписным», чаще всего красным или с обилием красного орнамента. Символизировал счастье и торжественность случая. В те времена его платьем еще назвать было нельзя, это была рубаха чаще всего светлая с вышивкой, поверх надевался красный сарафан. Рубаха от повседневной отличалась не только вышивкой, но и длинной рукава иногда их длина доходила до 2 метров, так как бытовало поверье, что жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. От повседневного наряда, конечно же, отличала богатая вышивка. Изначально невеста должна была украсить свой свадебный наряд сама. Но позже этим занимались профессиональные вышивальщицы. В наряде чаще всего использовались растительные орнаменты (цветы, листья, ягоды), а так же птицы. Птица считалась символом счастья.

Приготовление невесты к венцу. В. Феклистовъ 1848.

Женщина в белом платье считалась на Руси «Христовой невестой» и означало, что она готовится покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь. Позже в России оно будет означать чистоту и непорочность невесты. Повторный брак никогда не совершался в белом платье.

Позже в украшениях головы появляются кокошники. В XV веке свадебные наряды начали шить из парчи и расшивали жемчугом. Вес такого наряда мог составлять 15 кг!

Маковский К. Я. Боярышня

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

После 1917 года венчание отменили, а регистрацию брака начали проводить в ЗАГСах. Для свадьбы молодые использовали обычную повседневную одежду. Только в 60-е гг. вновь начала возникать свадебная мода. Невесты могли купить простые модели свадебных платьев или заказать пошив свадебных платьев, но все они были примерно одинакового вида: прямые, с кружевами и рюшами, незамысловатого покроя. После того, как СССР распался, салоны свадебной моды быстро расширили ассортимент, так как красивые свадебные платья начали привозить из-за границы.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо. Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества. Эта традиция идет с древних времен и существует до наших дней.

Но вернемся к цвету платья. Родоначальницей моды на белое подвенечное платье стала французская принцесса Мюрат, прелестница наполеоновской поры. В начале XIX века мода на античность привела к тому, что белый цвет стал главным в подвенечных платьях. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий. В России моду на белое платье ввела Екатерина II.

Все же на протяжении XIX века силуэты свадебных платьев следовали веянием моды. Русская невеста в корсете и кринолине запомнилась всем по хрестоматийному полотну В. В. Пукирева «Неравный брак».

Затем пришли турнюры, рукава «жиго», мода на кружевные подвенечные платья. Упразднение корсета в начала XX века заставило кутюрье изменить пропорции и позднее укоротить платье, ставшие невероятно короткими в эпоху чарльстона. И снова удлиняется в 30х годах во времена великой депрессии, чтобы в эпоху хиппи опять стать подростково-коротким.

Мировые войны серьезно повлияли на свадебную моду. Тогда венчались впопыхах, не успевая или просто не имея средств заказывать роскошные подвенечные платья.

Борьба с религией в СССР вынудила советских невест довоенного времени отказаться от традиционного белого подвенечного платья. Обручальные кольца тоже были на какое-то время запрещены большевиками. Война так же «отменила» свадебные наряды. Возрождение моды на белые мини-платья из кримплена с короткой тюлевой фатой относится к 1960-м годам. С появлением новой России свадебные салоны начинают завозить платья из-за границы и ассортимент значительно расширился. В моду возвращается не только фата, но и шляпки.

Спасибо, что прочли до конца, надеюсь вам было интересно.

А это еще несколько ретро-фото, и картинок девушек в свадебных платьях (и русские традиции и европейские).

Ссылка на основную публикацию