Нарушения письма у детей — Как решить данную проблему?

Как научить ребенка грамотно писать, если у ребенка дисграфия

Дисграфия — это нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом.

Это повторяющиеся однотипные ошибки, которые записывают здорового и умного ребенка в «неудачники».

К сожалению, классические методы повышения грамотности, такие как: списать еще раз, написать сто раз слово, выучить правило, и т.д. при дисграфии не работают.

Ребенок может полностью усваивать теоретическую базу, но при этом продолжать допускать ошибки.

Ниже перечислены “дисграфические ошибки”:

  • Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш; ц-щ; п-т; л-м
  • Пропуски, не дописывание элементов букв и-у
  • Зеркальное изображение е, з, с, к…
  • Пропуск точек. Определение конца предложения.
  • Пропуск значимых членов предложения (пропуск слов)
  • Рассогласованность в роде, числе, падеже
  • Замена форм ед.числа существительными мн.числа
  • Замена окончаний; Замены приставок, суффиксов ( словообразование)
  • Слияние предлога со словом
  • Слияние нескольких слов в одно
  • Пропуск слогов («моток» вместо «молоток»)
  • Добавление лишних слогов («молототок»)
  • Перестановка слогов («мотолок»)
  • Пропуски гласных букв («трктор» — «трактор»)
  • Вставка лишних букв («стлол» – «стол»)
  • Перестановка букв («турба» – «труба»)
  • Замена букв: Р-Л, С-Ш, Ж-З (Рак – лак, стол – штол, жук – зук, ковёр – ковёл, скала – шкала, кожа — коза)
  • Замена букв: Щ-Ч Т-Ч (тетрадь – чечрачь)
  • Замена букв: Ц-С Ц-Т (цыплёнок – сыплёнок, рукавицы — рукавиты)
  • П-Б (бублик – пуплик)
  • Смешение звонких- глухих согласных (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.)
  • Смешение свистящих- шипящих (С-Ш; З-Ж и т.д.)
  • Коррекция неправильного обозначения мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

Если у вашего ребенка тетрадь выглядит примерно так:

не отчаивайтесь, главное диагностировать дисграфию, принять, что для вашего ребенка нужна правильная коррекционная работа и начать исправлять ситуацию.

Что делать:

Шаг 1. Определить форму дисграфии

Всего есть шесть форм дисграфии:

  • Акустическая
  • Артикуляторно-акустическая
  • Оптическая
  • На почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • Аграмматическая
  • Смешанная

Диагностировать форму дисграфии, даже если вы впервые слышите сейчас это слово, но понимаете, что у ребенка есть данное нарушение письма, мы будем учиться в курсе “Побеждаем дисграфию”, который стартует уже скоро.

Шаг 2. Определить индивидуальные особенности ребенка и разработать индивидуальный план коррекции.

Он обязательно должен учитывать: тип восприятия ребенка, ведущую память и др. аспекты

Коррекционная работа при дисграфии строится от более крупной лексической единице к мелкой, т.е. в следующей последовательности:

  • работа с текстом
  • предложением
  • словосочетанием
  • словом
  • слогом
  • буквой/звуком

В курсе “Побеждаем дисграфию” я покажу, как это сделать и вы сможете пройти по шагам со своим ребенком прямо в процессе тренинга.

Шаг 3. По каждому нарушению работу проводить интенсивно и изолированно, обязательно с обратной связи

Коррекция каждого отдельного нарушения при дисграфии строится по этапам:

Этап 1 — развитие памяти, работа с опорой на типы восприятия и наглядность

Этап 2 — работа устно, без опоры

Этап 3 — работа письменная

Это значит, что нет смысла заставлять ребенка переписывать задания, это значит, что при дисграфии особенно важно разделять думание и делание и вначале построить устную коррекционную работу, а только потом переходить к практике.

По каждому виду ошибок мы построим работу на всех трех этапах в курсе “Побеждаем дисграфию”

Шаг 4. Автоматизация

После того, как нарушение проработано, при дисграфии очень важно автоматизировать навык письма без ошибок.

В ход идут как логопедические игры и упражнения, так и приемы эффективного обучения.

Поэтому после окончания курса каждый участник тренинга “Побеждаем дисграфию” получает пошаговую систему автоматизации навыков грамотного письма, чтобы не было “отката”.

Важно понять, что при дисграфии недостаточно сказать ребенку “пиши правильно” или посетовать, что он допускает такие казалось бы глупые ошибки.

При дисграфии важно принять проблему ребенка, и начать ее решать. Потому что сама по себе дисграфия не израстется, как бы нам этого не хотелось.

Только комплексный грамотный подход способен помочь ребенку

13 мая мы начинаем новую программу «Побеждаем дисграфию». Данная программа — это комплексная методика, позволяющая решить проблему с дисграфией раз и навсегда.

Курс будет проходить в течение месяца, второй месяц будет в режиме поддержки.

Если Вы уже устали бороться с данным недугом.

Если Вы устали от того, что логопеды не могут Вам помочь.

Если Вы устали от постоянного клейма у ребенка.

Записывайтесь в курс “Побеждаем дисграфию” с Ренатой Кирилиной и узнайте, как решить данную проблему раз и навсегда своими силами.

Докажите и покажите всем, своем примере, что дисграфия — не приговор, и победить ее можно. Надо только знать как и делать правильные вещи в правильном порядке.

Сейчас действует минимальная цена участия в программе. В ближайшее время мы поднимем цену участия.

Записывайтесь прямо сейчас

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения?

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения.

К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д. Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; Писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но — окно и т.п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие “нелепые” ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Что такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

  1. определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
  2. соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
  3. воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого “графо” — письмо). Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим. Классификация дисграфических ошибок. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуски гласных букв; всят-висят, комнта-комната, урожй-урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;
  4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
  5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай, боказываед-показывает;
  6. перестановки букв и слогов: онко-окно;
  7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветках, диктан-диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, снег-снег, диктанат-диктант;
  9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
  10. слитное написание слов и их произвольное деление: два-два, бойчасов-бой часов, в
  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. нарушение смягчения согласных: болшой-большой, толко-только, умчалис-умчались, мач-мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  1. нарушения согласования слов: с еловый еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
  2. нарушения управления: в ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: роще, стене, на бухли-набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве:
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов:
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы:
  4. зеркальное написание букв
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

  1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Читайте также:  Как воспитывать гиперактивного ребёнка?

В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: “Как слышат, так и пишут”. Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений. Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:

  1. пропуски согласных;
  2. пропуски гласных;
  3. перестановки букв;
  4. добавления букв;
  5. пропуски, добавления, перестановки слогов;
  6. слитное написание слов;
  7. раздельное написание слов;
  8. слитное написание предлогов с другими словами;
  9. раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:


Нарушения письма и чтения у детей

Ваш ребенок совсем недавно освоил письмо и чтение. Было нелегко, но он все-таки справлялся с этими сложными задачами. И вдруг его тетради запестрели пометками учителя и ужасными, жирными «двойками», да и читает он как-то странно: пропускает буквы, переставляет слоги и т.д.

Преподаватель в школе и Вы думаете, что ребенок невнимательный, потому что делает «нелепые», «глупые», с Вашей точки зрения, ошибки; что он ленивый и совсем не старается, поэтому в школе его ругают перед всем классом, а дома наказывают. Ребенок долго сидит за домашними заданиями по русскому языку, много раз переписывает одно и то же, зубрит правила, а результата всё нет.

Давайте разберемся – это вина ребенка или его беда? Вероятнее всего, у Вашего ребенка нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия), а возможно, даже дизорфография (специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил). К сожалению, самостоятельно устранить проблему у Вас не получится, в этой ситуации помочь может только квалифицированный логопед. Если не разобраться с этой проблемой, то неуспеваемость в школе, непонимание со стороны родителей и учителей, ситуация неуспеха — все это приведет к тому, что ребенок будет чувствовать постоянное утомление, находиться в состоянии хронического стресса. У него может возникнуть внутренний протест на любые школьные задания, отказ не только выполнять домашние задания, но и вообще ходить в школу.

Проявления нарушения письма и чтения

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, стереотипны и носят стойкий характер. Родителей и учителей должны насторожить следующие ошибки ребёнка:

Читайте также:  Как воспитать успешного ребенка?

Ошибки в чтении

Чтение ребенка с дислексией можно описать как замедленное, с остановками и неверное. Если исследовать чтение ребенка, то можно выявить следующее:

  • вставка в слова добавочных звуков;
  • пропуск отдельных букв и слогов;
  • замена слов одного другим;
  • перестановка букв, слогов;
  • повторение слов;
  • добавление слов;
  • пропуск слов.

Ошибки на письме

  • ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, пишет так, как произносит. Например, «сапка» (шапка);
  • ребенок на письме путает буквы, соответствующие фонетически близким звукам (например, Б-П; В-Ф; С-Ш; З-Ж; Ч-Щ; Ч-ТЬ; Р-Л, Й-ЛЬ; О-У, Ё–Ю и т.д.). Пишет «тубло» вместо «дупло», «лёбит» вместо «любит». Может неверно обозначать мягкость согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.;
  • ребенок пропускает буквы и слоги, например, «кандаши» (карандаши), «снк» (санки);
  • переставляет местами буквы и (или) слоги, например, «довр» (двор);
  • не дописывает слова, например, «кузнечи» (кузнечики);
  • вставляет лишние буквы в слове, например, «ноябарь» (ноябрь);
  • слитно пишет предлоги, раздельно — приставки («настоле», «на ступила») и т.д.;
  • пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Этот вид дисграфии обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже владеющий письмом, начинает осваивать грамматические правила. И здесь вдруг выясняется, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам;
  • не улавливает тонких различий между буквами, и это приводит к трудностям усвоения написания букв и к неверному изображению их на письме. Например, смешение букв с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д или букв о-а. б-д, и-у, п-т, л-м, х- ж, н-ю, и-ш, л-я, а-д.

При дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на одной странице он может сделать от 15 до 60 ошибок. Он не может понять, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может распознать ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, правила знает, а применить не может. Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формальным грамматическим признакам. Трудности в усвоении орфографических умений отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее распространёнными являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Детям с дизорфографией особенно необходима логопедическая помощь. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Причины нарушений чтения и письма

Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием сниженного интеллекта или отсутствия потенциала к обучению. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных людей задняя часть левого полушария несколько больше, чем правая. У дислексиков оба полушария развиваются равномерно.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет уровень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на различных этапах развития ребёнка являются одной из базовых причин дисграфии и дислексии.

Играет важную роль и фактор наследственности, когда ребенку передается недосформированность структур головного мозга, их качественная незрелость. В данном случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Случается, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием (билингвизмом) в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие люди вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, этот фактор получил широкое распространение.

Источником неудач в письменной речи может служить и несвоевременное установление доминантности одного из больших полушарий головного мозга. То есть к моменту обучения письму и чтению у ребенка должна быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, а также попытках переучить ребёнка затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Фактором развития дислексии и дисграфии может явиться недостаточно сформированное пространственное и временное восприятие.

По мнению психологов, в основе дислексии и дисграфии может лежать действие отрицательной связи «мать-ребенок». Например, ребенок, которого кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и использует ту же реакцию и в отношении интеллектуальной пищи. Сопротивление, которое он проявляет при общении с матерью, потом переносится на преподавателя в школе.

Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие и речевой слух. Именно поэтому психологи, неврологи и логопеды при работе со слабо успевающим школьником внимательно исследуют содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Часто сниженная успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные нарушения может только специалист.

У каждого ребенка, страдающего нарушениями чтения и письма, свои индивидуальные проблемы. Поэтому в случае появления школьных трудностей необходимо проведение комплексной диагностики и коррекционной логопедической работы.

Именно такую помощь Вы получите в Центре Ember. На первичном приёме диагностику проводят одновременно логопед и детский психолог. Они исследуют причины развития нарушений письма и чтения, оценивают уровень развития познавательных функций ребёнка, его социальные навыки, эмоционально-психологическое состояние. По результатам комплексной диагностики развития ребёнка специалисты выявляют индивидуальные причины возникновения трудностей ребёнка при письме и чтении, дают подробные рекомендации родителям по развитию ребёнка, составляют программу коррекции. Программа направлена на нейтрализацию факторов появления нарушений чтения и письма, развитие необходимых речевых навыков у ребёнка в соответствии с его возрастом и потенциалом.

Пример из практики.

Павел, 9 лет (имя изменено). Родители обратились с жалобой на грубые ошибки в чтении и письме. Мальчик не видел границу слов и предложений, слитно писал предлоги, не обозначал мягкость согласных на письме и т.д. Читал медленно, пропуская слоги и переставляя их. Решением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Павла должны были перевести в коррекционную школу. Родители с решением комиссии были не согласны. На консилиуме в центре Ember было выявлено, что мальчик – переученный левша, у папы в школе были аналогичные трудности. Кроме того, ребенок посещал речевую группу детского сада, так как у него имелись серьезные нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Мальчик в течение года занимался с логопедом и психологом в нашем центре, нарушения письма и чтения полностью исправлены. Обучается в общеобразовательной школе.

Для коррекции нарушений чтения и письма (дислексии, дисграфии или дизорфографии) запишитесь на прием к специалисту по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Проблемы с чтением и письмом у детей
статья по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
problemy_s_chteniem_i_pismom.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы с чтением и письмом у детей

Довольно часто родители и педагоги ошибочно полагают, что неспособность ребенка грамотно читать и писать связана с недостаточным количеством занятий, с ленью, нежеланием учиться, и начинают старательно прикладывать усилия к исправлению ситуации – ругать чаще, задавать больше. Между тем, далеко не всегда трудности в учебе у ребенка возникают по этим причинам. Бывает, что проблема кроется гораздо глубже, и тогда помочь с ней справиться могут не педагоги, а нейропсихологи и дефектологи.

Как опознать у своего ребенка дисграфию и дислексию? (соответственно, нарушения письма и нарушения чтения)

Ребенок дислексик, конечно же, будет не любить читать, ибо дается ему это сложно. В школе появится неуспеваемость в таких видах заданий, которые требуют хорошего слухового восприятия, например, изложения и пересказы текста.

Если уж вы таки заставили дитя сжать скрюченными руками ненавистную книгу, то что вы услышите:

  1. скорость чтения будет не очень высокой
  2. само прочтение будет сопровождаться ошибками, но достаточно специфическими: ребенок будет пропускать первые или срединные слоги, добавлять ненужные звуки или пропускать имеющиеся, менять местами буквы.
  3. дети-дислексики трудно различают похожие звуки (помните из школы звонкие и глухие согласные – б-п, в-ф, г-к, д-т. )

Ребенок-дисграфик (да и взрослый тоже, тут вся симптоматика одинакова) с трудом пишет, не может избавиться от ошибок никакими просиживаниями за словарями с рядом стоящей с ремнем наперевес мамой, забывает ставить в начале предложения заглавные буквы, не использует знаки препинания. Уроки русского языка, естественно, мучительны, скорость письма понижена, почерк часто корявый. Ошибки дисграфиков тоже достаточно специфичны:

  1. оптические (заменяют при письме друг другом прописные буквы, похожие по написанию- д-у, п-т, б-д и пр.)
  2. пропуск букв и слогов, недописание слов – вот это как раз последствие раннего чтения, если осталась недоразвитой фонетическая сторона.
  3. замена букв по артикуляционному и акустическому сходству: ю-ё, о-у, парные согласные (все те же б-п, в-ф. но уже при написании), свистящие и шипящие.
  4. персеверация и антиципация, перевожу: если застрял на букве и повторяет ее в следующем слоге при письме (мамина – малина, повторенная “м” во втором слоге) – это ошибка персеверации, характерная для дисграфии, если предвосхищает следующую букву и заменяет на нее предыдущую (момпьютер – компьютер, предвосхищенная буква “м” написана вместо ранее следовавшей нужной “к”) – это ошибка антиципации, также характерная именно для дисграфиков.
  5. ошибки произношения – дисграфики как слышат, так и говорят, также и пишут (суска – сушка)
  6. замена друг на друга букв, похожих по очертаниям (например, Р и Ь), или зеркальные развороты (например, Р, Ь, У и Ч пишут в другую сторону)
  7. взрослые дисграфики часто предлоги пишут слитно, а приставки – раздельно со словом.

Важно: чтобы речь зашла именно о дисграфии или дислалии, все эти ошибки должны повторяться регулярно и никак не исправляться с помощью тренировок, учения, выписывания-прописывания, чтения по 4 часа в день, истязаний и наказаний. Это стойкие нарушения, требующие специальной коррекции. Если вы нашли нечто похожее в тетрадке своего ребенка пять листов назад или однажды услышали нечто сходное, когда он читал вслух, и больше это не повторялось – ваш ребенок не имеет этих нарушений. В 3 года никто вам такой диагноз не поставит. Дислексию и дисграфию можно дифференцировать и диагностировать начиная с 6-8 лет , а структуры мозга, отвечающие за процессы чтения и письма окончательно дозревают к 10 годам.

Откуда что берется?

Наиболее вероятные и частые причины:

  1. скрытая леворукость
  2. стойкие нарушения фонематического слуха
  3. дети-билингвы
  4. запаздывающее развитие центра речи в мозге
  5. качественная незрелость мозговых структур – наследственный фактор
  6. дети с нарушением артикуляции (каша во рту)
  7. неразвитость “буквенного зрения” – особый тип восприятия, необходимый для запоминания символов и их воспроизведения в речи и письме
  8. скольжение взгляда, невозможность последовательного слежения (причина – хаотичное движение глазных мышц) – «спонсор» нарушения – телевизор во младенческом возрасте.

Предпосылки для подобных нарушений имеются лет с пяти и могут быть успешно диагностированы и скорректированы еще в старшем дошкольном возрасте на занятиях с нейропсихологом и дефектологом.

Проблемы с письмом у ребенка: дисграфия

Иногда случается так, что ребенок идет в школу зная буквы, умея их писать и читать, но вдруг обнаруживается, что пишет он с ошибками. Усиленное изучение правил языка не помогает. Как приговор звучит непонятное слово «дисграфия». Что же делать в этом случае? Да, и как можно избежать такой ситуации? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, что такое дисграфия и как найти ее признаки для своевременного устранения.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

  • Ребенок допускает ошибки в слогах, на которые падает ударение;
  • Наблюдается пропуск букв;
  • Опускает окончания слов;
  • При письме может менять слоги местами;
  • Возможны необоснованные повторы одной буквы;
  • Зеркальное письмо. Ребенок пишет буквы переворачивая их в другую сторону;
  • Пишет неаккуратно, не останавливается у края поля тетради, дописывая строчку за ними;
  • Съезжает со строчки;
  • Не может правильно перенести слово;
  • Пропускает пробелы между словами;
  • Не улавливает окончание предложения. Пропускает точку и продолжает писать с маленькой буквы.

В случае если вы обнаружили у ребенка несколько указанных признаков, то необходимо обратиться к специалисту и установить, действительно ли у ребенка дисграфия, либо это может быть невнимательность и недостаточная усидчивость.

Причины дисграфии

При выявлении у ребенка дисграфии в первую очередь необходимо выявить причины, по которым ему не удается овладеть навыком грамотного письма. Правильное определение и устранение негативных факторов позволяет преодолеть большинство ошибок и наладить грамотность ребенка

К самым распространённым причинам дисграфии отнесятся:

  1. Медицинские патологии и дефекты развития.
  2. Билингвизм. Изучение в раннем возрасте двух и более языков при неправильном подходе к обучению.
  3. Неграмотная или редкая речь в семье.
  4. Равнодушие к обучению.
  5. Обучение письму до 5 лет. Ранний поход в школу (до 6 лет).
  6. Проблемы с развитием зрительного и речевого аппарата.

Эти причины вызывают разные виды нарушения грамотного письма. Важно знать, на что именно повлиял тот или иной фактор, чтобы грамотно подойти к работе по устранению.

Дисграфия и ее виды

Дисграфия представляет собою нарушения в процессе письма, которые проявляются в регулярных ошибках одного вида при письме.

При нормально сформированном интеллекте чаще всего эти нарушения идут вместе с нарушениями лексики, когда человек испытывает трудности в правильном произношении слов – дислексией. По отдельности дисграфия и дислексия встречаются достаточно редко.

Дисграфия бывает нескольких видов:

  • Акустическая. При таком виде ребенок выговаривает все буквы, но при написании может испытывать трудности с парными по звучанию звуками.
  • Аграмматическая. Данный вид дисграфии выявляется обычно только во втором-третьем классе школы, когда ребенок уже изучил начальные правила грамматики. Проблему составляет склонение по родам и числу. Ошибочное согласование основных членов предложения. Чаще всего этот вид дисграфии присутствует у детей с недостаточно развитой речью.
  • Оптическая. Дети с таким видом дисграфии допускают ошибки, при письме добавляя буквам лишние детали или же не дописывая их до конца.
  • Зеркальное письмо также является одним из видов оптической дисграфии. В случае, если ребенок при письме теряет слово или же пишет его повторно, допускает смену местами слогов в слове или пропускает пробелы между слов, следует говорить о нарушении языкового анализа и синтеза.
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия присутствует у детей с дефектами речи, которые переносят неправильное произношение на письмо.

У ребенка может присутствовать как один из перечисленных видов дисграфии, так и несколько.

Подтверждение диагноза и коррекция дисграфии проводится при помощи логопеда и самостоятельной работы по устранению причин. Важно при первых подозрениях о наличии того или иного отклонения посоветоваться со специалистом. Каждый вид дисграфии требует своих подходов и для каждого ребенка подбирается своя программа.

Что можно сделать самостоятельно для исправления дисграфии

Для коррекции пропуска букв нужно позаниматься с ребенком специальным видом написания. Когда взрослый читает ребенку слово, после чего предлагает написать ему столько черточек, сколько слогов в слове. После этого повторно читает слово и предлагает написать, сколько букв в слове поставив соответствующее количество точек.

Если ребенок не правильно пишет букву в ударном слоге или опускает окончания, то предложите ему поиграть в игру на подобии городов. В зависимости от слова, которое вызывает затруднение, попросите его назвать слово, например, на последнюю букву в вашем слове, или на третью букву с конца или вторую в слове. Для усложнения задания вы можете поставить условие о том, что слова должны быть на определенную тематику.

Хорошим тренингом будет предложить ребенку придумать историю с заданными вами словами, после чего предложить написать ее на бумаге. После этого проверить слова вместе с ребенком и, если есть ошибки, предложить ему выделить сложные места в слове, используя фантазию.

Для улучшения почерка — вырезание, раскраски по номерам, обведение по точкам. Нужно предоставить ребенку возможность заниматься развитием мелкой моторики и в некоторых случаях искать дополнительные стимулы для повышения интереса к этим занятиям.

Проблемы с произношением звуков решаются занятиями перед зеркалом. Копирование слов по образцу, когда ребенку задается слово, которое он должен произнести побуквенно, после чего записать и сравнить с образцом.

Развитие внимания. Ребенку предлагается некий текст и предлагается вычеркнуть из него все встречающиеся заданные буквы. Выбор буквы должен быть основан на той, которая вызывает наибольшее затруднение.

Хорошо акцентирует и развивает внимание ребенка ролевая игра, в которой вы будете изображать ученика, а ребенок учителя. Смысл данного занятия заключается в том, что ребенок должен продиктовать и проверить написанный вами текст. При написании текста вам нужно допустить самые нелепые ошибки и позволить ребенку их самостоятельно найти и исправить.

Как предотвратить дисграфии у дошкольника?

  1. Ребенок дошкольник должен знать и играть в различные ролевые игры и игры с определенными правилами. Это приучает его к регулировке своего поведения и действий. Именно непроизвольная регуляция становится основой для грамотного письма.
  2. Яркая, насыщенная речь ребенка в дошкольный период позволяет осваивать правила и использовать их при написании гораздо быстрее. Развитие речи напрямую связано богатством речи, обращенной к ребенку. Чаще разговаривайте с ним.
  3. Ребенок должен много времени проводить на улице, чтобы мозг насыщался кислородом.
  4. Отличным тренажёром для работы по исключению дисграфии является посещение спортивной секции или танцев.
  5. Положительно на развитие моторики и налаживанию грамотного письма влияет занятие на фортепьяно.
  6. Если при обучении ребенка буквам и словам у него возникает вопрос о том, какая буква должна быть написана, то не стоит говорить ребенку два варианта. Нужно всегда отвечать четко и ясно правильный вариант. Недопустимо, например, на вопрос, какая пишется буква, говорить «тут пишется «А», а не «О». Ваш ответ должен содержать только правильный вариант.
  7. Если ребенок пишет с ошибкой, то подкорректируйте его незаметно, не акцентируйте внимание на его ошибках, а только фиксируйте правильное написание.

Чтение художественной литературы, как способ развития грамотности

Очень популярный и действенный метод по предупреждению и коррекции дисграфии у детей основан на чтении литературы.

Важно отметить, что читать ребенок должен именно так, как написано слово.

Не стоит проявлять недоверие и думать о том, что ребенок в устной речи будет употреблять так слова, нет, он прекрасно понимает, как нужно говорить, а чтение с выраженной правильностью позволит запоминать слова на подсознательном уровне, развивая грамотность.

Все дети учатся читать по слогам, но с овладением технологии чтения постепенно перестают обращать внимания на слоги. Для коррекции и предупреждения дисграфии полезным будет обратить внимание ребенка на слоги. Пусть ребенок по 5-10 минут в день читает текст не так, как мы говорим, а как пишем. Важно, чтобы в это время рядом были родители, которые бы смогли корректно в мягкой форме поправить ребенка и предложить ему повторно причитать правильно. Используя зрительную, слуховую и моторную память ребенок на подсознательном уровне будет запоминать, как правильно писать слова.

Можно проводить занятия со словами, вызывающими у ребенка сложности. Родитель может подготовить небольшой текст из слов, которые ребенок пишет с ошибками и предложить ему несколько раз прочитать их
правильно вслух.

Обратите внимание! Не стоит, проверяя работы ребенка, подчеркивать ошибки красным цветом, так как это усиливает запоминание неправильного написания. Наилучшим вариантом для закрепления будет выписывание и проработка необходимых слов чтением вслух.

Подбор книг для занятий важная задача. Учеными было замечено, что наибольший эффект для предупреждения и коррекции дисграфии оказывает чтение классических произведений. Так советуют читать И. Бунина, Л. Толстого и т.д.

Не стоит проводить занятия по устранению дисграфии и ее предупреждению по первым, попавшимся под руку текстовым материалам. Ребенку не будет интересно вчитываться в газетный текст или журнальные статьи, предназначенные для взрослых. Существует связь между запоминанием правильного написания и интересом к тексту. Потратьте немного времени для выбора подходящей литературы, и вы увидите результат не только в грамотном написании слов.

Использование классических текстов русской литературы насыщает речь ребенка, позволяет обогатить знания и пробуждает вкус к чтению. Прививайте детям любовь к книгам!

Читайте также:  Развитие речи ребёнка с рождения.
Ссылка на основную публикацию