Как воспитывать дошкольника в современной семье

Проблемы воспитания в современной семье

Деньчева Oльга
Проблемы воспитания в современной семье

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А Сухомлинский

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная и главная обязанность родителей. Именно семья влияет на ребенка, приобщает его к реалиям социальной действительности. Семья – первый и значимый воспитательный институт в жизни каждого малыша.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Каковы же реальные проблемы современной семьи?В основном они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи. Высокая занятость родителей, карьерный рост, стремление к наибольшим материальным благам, приводит к печальному факту. Как показывает практика, многие дети предоставлены бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, старшим братьям и сестрам. Дети испытывают дефицит внимания со стороны родителей, которые все реже интересуются успехами своих детей. Поэтому чаще всего, вырастая, дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие – как само собой разумеющееся, третьи – с надеждой, что это не типично. Нет однозначного ответа на вопрос, как воспитать нравственно и духовно богатую личность. Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень культуры которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество, – одна из самых актуальных проблем современной педагогики.Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой, современными гаджетами или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому – через воспитание в родителях умения любить. Оказывается,это совсем не просто: научиться любить своих деток. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного совершенствования личности самого родителя.

Растут дети,и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Родители – это первые и главные учителя в жизни каждого ребенка и то, какую школу жизни получат наши дети, зависит только от нас. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые коммуникативные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей. Но эти условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах,если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные, интересные занятия

Известно,как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К сожалению,дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои суждения, речь и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости.

Немаловажный вопрос в воспитании нового поколения играет и технологический прогресс. Компьютеры и ноутбуки, планшеты и сотовые телефоны заменяют нашим детям куклы, машинки, конструкторы и мячи. У многих ребят уже в дошкольном возрасте появляется зависимость от модных гаджетов. И это становится настоящей проблемой. Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как в какой – то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения или развития, а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т. п. Сегодня притягательность компьютера или планшета не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия и игры на компьютере, постоянно увеличивающаяся информационная нагрузка могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику. Экранная зависимость является причиной неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Телевизор все более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и усваивают ее. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Теле воздействия формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных социальных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей

Поэтому важно обращать внимание на увлечение детьми компьютерными играми, ограничивать детям дошкольного и младшего школьного возраста просмотр телевизора, корректировать время проведения у монитора. А взрослым необходимо помнить о влиянии компьютера на зрение и вред излучений, а также о возможности получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир и уводящий его от реальной жизни.

Говоря о современной семье, нельзя обойти молчанием такую проблему, как возрастание количества разводов. Это явление отражает ломку старых и развитие новых основ семейных отношений, моральных норм.Причины разводов разные: противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. Известно, что больший процент разводов падает на молодые супружеские пары (в возрасте от 20 до 30 лет). Отсутствие на протяжении многих лет необходимой нравственной и психологической подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, к будням семейной жизни, к преодолению трудностей и невзгод впервые годы совместного проживания — весомая причина распада семьи. К разводу ведет также низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (большей частью отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения. Об этом свидетельствуют исследования ученых, из несовершеннолетних правонарушителей 53 % воспитывались без отца. Определенную трудность составляет воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения, тем труднее воспитывать, тем больше должна быть ответственность всех, причастных к воспитанию. Неуклонный рост материального благосостояния семьи требует пристального педагогического внимания к формированию у детей разумных потребностей, умения управлять своими желаниями, воспитанию ответственности перед семьей и обществом за свое поведение. В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. Семья– специфическая интимная система. «В отличие от других воспитательных учреждений семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении его жизни. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее идеологического и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности». Специфичность воспитательной функции семьи заключается в том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительская любовь. Это драгоценное чувство цементирует семью, способствует формированию важных морально-этических чувств.

Зачем нужен родителю ребенок? Хочется рассмотреть такие современные варианты семейного воспитания и проблемы,которые возникают при этом:

“Ребенок напоказ”.Все сказано этими строками:

“Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если вы наряжаете своих детей, как куколок, с целью ими любоваться или вызвать восторг от посторонних людей, если вы доставляете им удовольствия, несоответствованные их возрасту, вводите их в круг веселящихся взрослых людей, если вы ищете случая, где бы ваши дети могли отличаться перед другими, или услаждаетесь похвалами, расточаемыми им в их присутствии,то ваша любовь не бескорыстна: вы не замечаете, что здесь работает ваше тщеславие, которое воспитывает честолюбцев, людей поверхностных, не способных ни на какие движения без расчета на личные выгоды”. В. Я. Стоюнин

“Ребенок – помеха”. Родители такого ребенка ставят на первое место свои дела и потребности, а ребенка заинтересовывают телевизором, ограничивают его двигательную активность с раннего детства, делают все за него (одевают, раздевают, убирают игрушки, так как у них мало времени. Потом вырастает лодырь, неряха и лежебока. “Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. ” П. Ф. Лесгафт ” Ребенок – центр вселенной” Ребенок занимает в семье центральное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Родители его всегда оправдывают. И растет из такого ребенка эгоист и баловень, не имеющий представления о нормах и правилах поведения. Мне как-то было неудобно за маму девочки (6-7 лет, с которой я ехала в транспорте – дети громко разговаривали, веселились, прыгали, в транспорте ехали пожилые люди. И когда я сказал, что надо вести себя потише,что это общественный транспорт от мамы я услышала такие слова: “Да ладно, это же дети, им надо покричать, попрыгать!” Вот этим и сказано все о воспитании этой семьи! Да, им надо попрыгать, покричать, выплеснуть эмоции! Но не в общественном же транспорте! Куда же девается культура поведения? “Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными ”. Д. Дидро Имеется много и других сложных проблем в вопросах семьи и семейного воспитания.

Драматичны ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Пока не уменьшается количество детей, от которых при их рождении отказались матери, возрастает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. Становится острейшей проблемой получившее распространение в некоторых семьях стремление к накопительству нечестным путем, пренебрежение к производительному труду, безмерные заботы о материальных благах для своей семьи в ущерб воспитанию детей. В условиях реформирования всех сфер российской жизни, в том числе и системы образования, эти и подобные им проблемы все более обостряются. В подобной ситуации важно не только улучшить законодательную базу, регулирующую все стороны общественных отношений, но и обратить внимание на ответственность и повышение педагогической культуры родителей, которую сегодня педагоги и социологи оценивают как недостаточную.

Многие современные родители ставят перед детьми завышенные требования. В два года он должен говорить по английски, в три – научится читать и т. д При этом у ребенка остается все меньше времени на игру. Это большое заблуждение. Учитывая особенности дошкольного возраста, многие педагоги считают средством воспитания игру. Она развивает ловкость, сообразительность, возбуждает и укрепляет физические силы ребенка. Игры должны быть коллективными и индивидуальными. Взрослым следует поощрять игры, а по возможности руководить им но очень осторожно, чтобы не стеснять фантазию детей. У ребенка нужно вырабатывать бережное отношение к игрушкам. Игрушки должны быть развивающими, играя с ними дети должны учиться. Взрослым надо играть с детьми в игры с элементами полезного труда в кругу семьи. Эти игры – труд не требуют от ребенка большого напряжения, но обычно имеют результаты. В таких играх ребенок получает первые необходимые трудовые навыки. Труд ребенка в семье должен быть по возможности разнообразен. Надо отмечать успехи ребенка, оценивать результаты труда. Необходимо давать детям посильные поручения с самого раннего возраста, в противном случае родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок не хочет убирать игрушки после игры и т. д. Из таких детей часто вырастают неряхи.

Несмотря на то, что каждая семья живет по своим законам, и мы не в праве диктовать родителям свои условия, тем не менее, помочь родителям осознать свои ошибки, тем более, когда об этом просят, мы должны.

Климат в семье – индикатор того, как живется ребенку, что он чувствует, находясь рядом с родителями. Ребенок ждет от родителей нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, постоянного контроля, диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений. Родители должны создавать оптимальные условия для роста и развития своего ребенка, удовлетворять его естественные потребности, обеспечивать безопасность малыша, воспитывать в любви и заботе. Часто приходится сталкиваться с двумя противоположными проблемами: есть семьи, где дети находятся под гиперопекой со стороны родителей, а есть семьи, где дети страдают дефицитом внимания. Две крайности, которых хотелось бы избежать в воспитании нового поколения. Современная молодежь должна быть мобильной, активной и самостоятельной. Это диктует время.

Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближнем окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.

Окружайте своих детей любовью и лаской, пусть они чувствуют, что любимы и желанны в семье. Пусть дети для нас будут прежде всего только детьми, а не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами. Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Если родительская любовь будет безграничной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно и помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.

Читайте также:  Половое воспитание девочек — советы родителям.

Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста. Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического,.

Ценностные приоритеты воспитания учащихся в современной школе За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

История и современное состояние проблемы нравственного воспитания дошкольников Проблемы воспитания, в том числе нравственного воспитания, нравственной культуры уходят корнями в далекое прошлое. Во все времена в этих.

Из опыта воспитателя: проблемы воспитания детей, перешедших из второй младшей группы в среднюю 1. Непослушание. Взяв детей из младшей группы мы столкнулись с коллективным непослушанием детей, неким своеволием. Но, прежде, чем делать.

Проблемы трудового воспитания в современной российской школе В последнее время ученые и прогрессивные педагоги отечественного образования пытаются ответить на вопрос о нарастающих проблемах современного.

Проблемы воспитания мальчиков и девочек В работе по взаимодействию педагогов и родителей в вопросах гендерного воспитанию дошкольников мы решаем следующие задачи:- формирование.

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

    Егор Бегтабеков 2 лет назад Просмотров:

1 Ерохина Ольга Федоровна воспитатель МАДОУ детский сад 65 п. Селятино, Московской области, Россия ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам современного воспитания ребенка в семье. Особое внимание автор уделяет недостаткам современного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Семья была и остается важнейшим условием правильного развития детей. Ключевые слова: семейное воспитание, воспитание детей, родители, ребенок, проблема, семья. Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие плечи, – мы своими руками строим себе будущее, в котором нас будут окружать, может быть, успешные и деловые, но равнодушные люди. Мало родить ребенка – его нужно воспитать так, чтобы он смог занять достойное место в обществе и чувствовать себя счастливым. Роль родителей в воспитании детей очень важна – именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша. Еще в VX веке немецкий сатирик Себастьян Брант написал стихотворение [1]: Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них всё то, чему их учит. Там где аббат не враг вина, Вся братия пьяным – пьяна. Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе. И за слова Легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом. Смысл этого стихотворения будет актуальным всегда. Ведь всё, что видит и слышит ребенок в детстве, в семье, особенно в семье, откладывается в его душе прочно и надолго, часто навсегда. Это прописная истина из тех, которые надо вспоминать как можно чаще.

2 Учителя и воспитатели жалуются – родители совершенно перестали интересоваться воспитанием детей. Родители же читают специальную литературу, осваивают методики Домана, Монтессори, Никитина и Зайцева, с ранних лет отдают ребенка на английский, бальные танцы и в спортивную секцию, приглашают на дом логопеда. Ключевые слова тут «отдают» и «приглашают», и это одна из основных проблем семейного воспитания. Многие родители ошибочно считают, что воспитывать должен детский сад, учить школа. Всегда одной из особенностей семейного воспитания являлось общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учился строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Ведь воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума. Сегодня же все большее число семей стремятся к самостоятельности, поэтому стараются жить отдельно. А так как родителям часто приходится много работать, то воспитание ребенка ложится на бабушку. Часто ссылаясь на усталость и большую занятость, родители не забирают ребенка даже на ночь. А ведь и в минуты перед сном формируется психологическая связь матери и ребенка, что очень важно. Даже эти несколько минут необходимы для создания психологического спокойствия ребенка, эмоционального подтверждения того, что он любим и нужен своим родителям. Родители же стараются всеми силами переложить на чужие плечи воспитание собственных отпрысков, совершенно забывая о том, что семейное воспитание закладывает основу личности. И это именно та сфера, где нужно вложить собственную душу. Ведь еще с давних времен сложились определенные традиции и законы воспитания детей в семье. Роль отца в воспитании детей заключалась в принятии жизненно важных решений, обеспечивающих благополучие и образ жизни ребенка. Во власти отца было наказание и помилование – отец, как правило, был последней инстанцией при принятии ответственных решений в жизни семьи. Материальная ответственность за семью также лежала на плечах отца – он должен был обеспечить жену и детей, а также прививать навыки адаптации к взрослой жизни уже подросшему ребенку. В особенности это было актуально при воспитании мальчика. Где-то до семи лет сын находился на попечении матери, а после переходил в ведение отца – он обучал его, передавал свои знания. Сыну же полагалось также перенять отношение отца к жизни, стать его «копией» – именно это в обществе считалось «правильным воспитанием ребенка». Роль матери в воспитании детей была несколько иной. Мать традиционно считалась защитницей ребенка – это было обусловлено материнским инстинктом, выражающимся материнской любовью, постоянными думами и молитвами за детей. На плечах матери лежал уход за малышом и непосредственно воспитание, в том числе и моральнонравственных качеств, принятых в обществе. Особенно это касалось девочек – именно мать отвечала за моральный облик своей дочери, а также должна была помочь ей освоить традиционные женские занятия [3].

3 Сегодня в каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной, количественный состав и социальный уровень. В настоящее время к услугам родителей предлагаются сотни различных методик воспитания – от японской схемы «царь, раб, друг» до методик, направленных на развитие у ребенка гениальности буквально с первых дней жизни. Но, несмотря на это перед каждым родителем встает огромное количество вопросов, от ответа на которые зависит судьба ребенка. Один из главных законов, лежащих в основе воспитания ребенка, – это обеспечение его безопасности, как физической, так и психологической. Каждый ребенок рождается с уже заданными природой качествами и свойствами характера, которые требуют развития. Чувство защищенности – это необходимое условие для развития врожденных свойств ребенка. Иначе детское воровство, побеги из дома, наркомания, проституция – корни всех этих проблем скрываются в семейном воспитании, построенном без учета психических особенностей ребенка. Семейное воспитание в современных семьях может выступать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания ребенка. Так недостатки семейного воспитания, могут сыграть негативную роль в жизни человека. Во многих благополучных семьях можно считать наиболее влиятельными материальные факторы. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными. Часто приходится сталкиваться с тем, что родители, воспитывая ребенка, заботятся только о том, чтобы ребенок был сыт, одет, имел много игрушек. Не заботясь о развитии личных качеств ребенка, не беседуя, не интересуясь чувствами своего малыша, не играя с ним в различные игры, что имеет особое значение, родители просто «откупаются» игрушками, ссылаясь на собственную занятость. А между тем идет время, ребенок растет, развивается, у него формируется характер и отношение к жизни, такое, какое ему демонстрируют родители. Стоит заметить, что ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке. Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей. Эта проблема особо остро стоит перед современным обществом. Когда молодые люди, создавшие семью, забывают об ответственности, исчезает чувство терпимости друг к другу и семья распадается. Родители часто даже не подозревают, насколько сильно разрыв отразится на психологическом состоянии ребенка, на его будущей жизни. Работая много лет воспитателем, вижу, как негативно отражается на ребенке поведение его матери, которая желая найти малышу «нового» отца, просит называть абсолютно чужих мужчин папами. И полбеды если мать сразу не ошибется с выбором, но ведь в жизни часто получается иначе и ребенок видит аморальное поведение своей

4 мамы. Или папа, оставляя семью, на своем примере показывает ребенку модель безответственного отношения к семейной жизни. В результате у ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов. Малыш становится замкнутым, неуверенным в себе, стеснительным, у него часто появляются «беспричинные» слезы. А родители, забывая о чувствах ребенка, налаживают личную жизнь, тем самым травмируя и формируя у ребенка неправильные представления о семье. Еще одна проблема семейного воспитания это тяжелый психологический климат в семье. К сожалению, современное состояние многих семей можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни. Более того, появились так называемые «семьи риска», где родители пьют, бьют детей. Воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем. Между тем дети самые зависимые и самые беззащитные члены семьи. А семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности. Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным. Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо – педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания. К счастью, сегодня существуют службы психологической помощи и правовые службы, куда можно обратиться, если жизни и здоровью ребенка что-то угрожает. Но ведь, прежде всего надо не допустить до такой ситуации. Поэтому одной из задач педагогов считаю, необходимым помочь родителям детей дошкольного возраста принять ребенка таким, какой он есть, стараться развить его способности, все лучшее, что в нем есть. Научить учитывать возрастные, гендерные, личностные особенности ребенка и строить семейное воспитание на основе этих особенностей. Объяснить, что проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют. Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Знания, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Очень важно, чтобы то, чему

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
статья на тему

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в теч20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврухина Ю.В. педагог дополнительного образования

ГБДОУ детский сад комбинированного вида

Центрального района г. Санкт – Петербурга «Радуга»

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

– Принимать активное участие в жизни семьи;
– Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
– Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
– Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
– Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
– Уважать право ребенка на собственное мнение;
– Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
– С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

  1. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений. Дисс. кандидат псх.

наук. -М., 2006. – 260 с.

  1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. Т. 1. / С.Л.

Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 327 с.

  1. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-

родительского взаимодействия [Текст] // Психолог в детском саду . – 1998 – №1. – С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью.

Консультация для родителей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс.

В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка.

в помощь воспитателю.

“Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.

Православное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в семье

Объяснить что-то ребенку дошкольного возраста не так сложно как кажется. Тяжелее самому поступать так же. Мама и папа должны многое знать. Дети любят задавать вопросы. Хорошо, если родители водят детей в воскресные школы при храмах. Еще лучше, если мама или папа помогают там с другими малышами.

Приоритет семьи

Для каждого православного христианина семья должна быть превыше всего. Ни работа, ни друзья, ни какие-либо увлечения не должны быть важнее детей. Все пройдет. Останется только семья.

Детей дошкольного возраста можно воспитывать только личным примером. Бесполезно говорить, что курить плохо. Мама и папа сами должны обходиться без сигарет.

Очень хорошо, если у родителей есть хобби. Для мальчика походы с отцом на рыбалку или в туристические походы не пройдут бесследно. Мама, научившая дочь шить, станет ей еще ближе и роднее.

Совместное времяпрепровождение, занятия, поездки связывают людей. Здесь возникают не просто родственные связи, но и дружеские. Взрослые дети с удовольствием продолжают заниматься тем, чему их научили родители.

Иногда они забывают друзей детства, но способны запомнить спектакль, на который ходили с мамой и папой. Как был строг и торжественен папа, как красива мама. И как малыш гордился тем, что идет за ручку с такими родителями. Самыми лучшими на свете!

Божий промысел и предназначение

Задача родителей – помочь ребенку определить его путь в этой жизни. Воспитание не ограничивается обучением наукам и основам Христианства. Можно держать ребенка в строгости, развивать его ум и заставить делать так, как хотят родители. Ответьте на вопросы:

  • Это ли Божий промысел?
  • Хочет ли Господь, чтобы ребенок помимо своей воли поступил в духовную семинарию?
  • Станет ли он потом хорошим священником?
  • Будет ли счастлив?

Наблюдайте за своим чадом, направляйте, но не заставляйте. Если у человека нет способностей к рисованию, можно научить. Но картины такого художника не принесут в мир ничего. От них не будет радости. В результате жизнь ребенка будет покалечена, родители в нем разочаруются.

Проще было в раннем детстве увидеть, что малыш тянется к животным, бинтует им лапки и дает микстуру. Богом было предназначено этому человечку стать ветеринаром, спасать Его творения.

Да. Иногда нужно заставлять. Дети, как и взрослые, склонны к лености. Приучайте к труду и последовательности занятий с детства. Но не настаивайте, если видите, что у малыша не получается. Попробуйте предложить ребенку что-то еще.

Вера в людей

Детей любого возраста нельзя обманывать. Если обещали поиграть после ужина, поиграйте. И так каждый раз. Выполняйте свои обещания, чтобы можно было просить ребенка выполнять его обеты.

Не уверены, что сможете сделать что-то, — скажите, что постараетесь. Не получилось – сделайте это в другой раз.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь доверять людям. Но задача родителей – научить отличать добро от зла. Малышу дошкольного возраста нужно разъяснить, что есть свои и чужие. К посторонним подходить нельзя. Своим, знакомым, друзьям и родственникам, можно верить.

Детей дошкольного возраста придется приучить к смирению. Ошибиться в человеке легко. Простить и понять трудно. Малышу нужно объяснить, что люди могут солгать и предать. Настоящий христианин воспримет это как испытание, но не будет держать зла на обидчика.

Только в доверии к людям, можно вырастить доброго христианина.

Любовь Господа нашего

Малыш должен знать, что Бог любит все свои творения. Он добрый и мудрый. Детей дошкольного возраста необходимо приучить к тому, что все их поступки Бог оценивает и видит.

Да, Он и плохих детей любит. Бог верит, что они станут лучше. Только зачем расстраивать Его? Будь хорошим сейчас. А если сделал что-то дурное, покайся, расскажи родителям. Они, как и Бог, тебя любят и простят.

Посещение храма

Православие не есть только посещение церкви. Нельзя просто отправлять детей с няней или кем-то из родственников на воскресную службу или в воскресную школу. Нужно отвести малышей самому и так показать, что это правильно. Если родители в выходной день предпочитают отдыхать – это плохой пример.

Тяжело требовать от маленьких смирного поведения во время службы. Тяжело стоять с ними в церкви. Терпите! Тихонько рассказывайте о том, что происходит, об иконах, о Святых делах. Дайте подержать и поставить свечу.

Помните: истинные христиане никогда не сделают замечание, если уставшие дети будут шалить. Православные либо по-доброму помогут родителям, либо будут смотреть на это с умилением. Дети в церкви – это прекрасно.

Соблюдение постов

Детей любого возраста освобождают от обязанности соблюдать пост. Растущему организму необходимо сбалансированное питание. Православное воспитание в данном случае может заключаться в ограничении малыша в сладостях. Очень хорошо, если ребенок сможет сделать это сознательно.

Детей дошкольного возраста нужно приучать к самоограничению. Не только ради Господа. Малыш должен уметь отказаться от чего-то ради Человека. Не обязательно папы, мамы или братьев и сестер. Христианин должен уметь жертвовать и помогать. И учить этому нужно с раннего детства.

Супружеские отношения

Есть мама и папа. Их дети видят, как они относятся друг к другу. Модель родительской семьи будет воссоздана выросшими детьми.

Взрослые должны уважать и помогать друг другу. Взаимная поддержка, особенно в тяжелые для семьи времена, очень важна. Малыши должны видеть, что мама ухаживает за папой, а папа за мамой. Дети особенно остро чувствуют любую фальшь, поэтому отношения супругов должны быть искренними. В противном случае, наверно, и создавать семью нет смысла.

Нельзя ссориться в присутствии детей любого возраста, а дошкольного тем более. Крик пугает малышей. Ребенок тонко чувствует отношения взрослых между собой.

Унижение матери отцом породит неуважение матери детьми. Как объяснить малышу, что папа может проявлять неуважение к своей жене, ребенок нет? Как сохранить авторитет мамы как родителя и воспитателя без должной поддержки отца?

Помните, что основа счастливой семьи – любовь родителей друг к другу и детям.

Воспитание и наказание детей

Дети должны слушаться родителей. В теории. На практике все совершено не так. Малыши шалят. Иногда просто ради забавы. Иногда проверяют собственную власть над родителями. В последнем случае нужно быть особенно настойчивым и разумным. Малейшую слабину дети расценивают как слабость.

Всем известно, что физическое наказание совершенно недопустимо. Избежать применения методов, за которые потом будет стыдно, можно только успокоившись.

Ребенок что-то натворил и заслужил наказание? Вдох, выдох и… отступление. Переждите первый прилив гнева. Поругайте детей про себя. Выпейте стакан воды. Вдох, выдох. Продумайте обидное, но не унизительное наказание.

Нельзя наказывать тем, что вменяется в обязанности или используется как способ воспитания определенных качеств. Помощь по дому – просто уважительное отношение детей к родителям. Ухаживать за кем-то из близких – значит показать свою любовь. Не иначе! В противном случае будет выработано отвращение к выполнению просьб взрослых.

Чувствуете, что способны адекватно разговаривать с виновным – идите, нет – повторите все сначала. Православное воспитание это, прежде всего, терпение и всепрощение. Поговорите с малышом о том, как плох его поступок и почему. Не сам ребенок, а именно совершенное им. Скажите, что расстроены, и что Бог не понимает, как такой чудесный малыш мог так поступить. Позвольте ребенку раскаяться и примите его огорчение по поводу проступка.

Запретить сладости, просмотр мультиков или прогулки – более чем серьезное наказание для детей дошкольного возраста.

Запреты

Воспитание – сложный процесс. Будьте последовательны и настойчивы. Если что-то запрещено, то это навсегда. Конфеты можно есть только по праздникам? Так будет всегда. За особые успехи можно угостить сладостями. Это семейный праздник! Все члены семьи искренне радуются достижениям друг друга и могут устроить праздничный ужин. Но это не является исключением.

Родители должны поддерживать решения друг друга. Ситуация, когда ребенок пошел просить к папе то, что запретила мама, недопустима. Малыш быстро научится лавировать между родительскими запретами. Он будет просто манипулировать взрослыми.

Воспитание детей – единая политика мамы и папы. Если один из родителей запретил что-то, второй может обратиться к супругу с просьбой отменить решение, приведя веские доводы. Православные родители никогда не пойдут на отмену запрета без согласования с супругом.

Воспитание малыша начинается в самом раннем возрасте. Мало прочитать книги по воспитанию, цитировать Библию или Жития святых. Православное воспитание невозможно без ежедневного самосовершенствования.

Родители сами должны вести себя как христиане. Нужно быть добрым к людям, трудолюбивым и набожным. И помните, что родительская любовь и ласка растопят сердце даже самого строптивого малыша.

Нелегок родительский крест. Воспитание детей дошкольного возраста требует много терпения. Господь не посылает испытаний тяжелее, чем человек способен вынести.

А самое главное, это то, что Он одарил Вас детьми. Это чудо, которое не каждому дано. Берегите его! Воспитывайте в лучших христианских традициях и Вы станете замечательными родителями. Ваши усилия окупятся сторицей!

Воспитание современных детей в семье

Наше детство было лучше — утверждают многие бабушки, дедушки и родители современных подрастающих детей. Ведь мы проводили большую часть времени на улице, играя и общаясь со своими сверстниками. Но только лишь это отличает современных детей от нас и как это влияет на воспитание?

Современные гаджеты, постоянная нехватка времени для живого общения и более комфортные условия быта. Давайте подробней разберем эти аспекты современной жизни, и постараемся понять, каким образом они влияют на наших детей.

Чем отличаются современные дети от детей времен советского союза

Начнем с того что, со времен СССР прогресс шагнул далеко вперед и жизнь во многом стала гораздо комфортней. Условия жизни и быта улучшились. Сейчас практически в каждой квартире есть пластиковые окна, большое разнообразие игрушек у ребенка и современные достижения техники.

Если в прежние времена, закаливание и здоровый образ жизни было всеобщей целью, то сейчас все стараются растить детей в тепличных условиях и укрывать их от любых ненастий, сквозняков и малейшего дуновения ветерка. Это, конечно, сказывается на иммунитете и здоровье современного поколения. К тому же пребывание на свежем воздухе детей в наше время заметно сократилось. Потому что, раньше наши и мамы и бабушки практически на весь день отпускали нас во двор к друзьям и подружкам, совершенно не переживая за нас и ничего не опасаясь. При этом у нас не было с собой мобильных телефонов, и они могли нас загнать домой, только крикнув из окна, приглашая на обед или оповещая о том, что уже поздно и пора спать.

Почему современные дети начинают позже говорить?

В последние годы логопеды и дефектологи России бьют тревогу, потому что количество детей с нарушениями речи возросло во много раз. Причем часто наблюдается не только задержка речи с более раннего возраста, но и расширение спектра речевых нарушений. Это явление связывают с тем, что у родителей в современном темпе жизни остается очень мало свободного времени на отдых или для того чтобы переделать домашние дела и они готовы включить все что угодно, лишь бы хоть чем-то занять ребенка.

Телевизор, компьютер, телефон, планшет, в наше время есть достаточно широкий выбор для мультиков, компьютерных игр и развлекательных приложений для детей. Ребенок часами на пролет увлечен разглядыванием экрана. Безусловно, ему очень интересно в это время, но при этом он не развивает свою речь.

Для мамы и папы удобно, когда ребенок сидит в тишине и не бегает по квартире, раскидывая игрушки. Но со временем, они понимают, что малыш практически не разговаривает. И если раньше дети в 2 года уже начинали достаточно хорошо говорить и произносить слова, а к 3,5 составлять предложения, то в наше время зачастую такого не происходит.

Стоит задуматься, так ли важно отвлечь ребенка самым простым способом, ради нескольких часов собственной «свободы» от него? Ведь если вспомнить советское время, наши мамы тоже не сидели на месте, и у них была уйма домашних забот, которые нужно было переделать за весь день. При этом не было стиральных машин, пылесосов и хороших утюгов с отправителями. Но все-таки дети тоже игрались самостоятельно и без помощи гаджетов и телевизоров.

У нас было совсем не много игрушек: всего несколько мягких игрушек и одна кукла для девочек и машинка для мальчиков. Но вспомните, с каким интересом мы могли увлечься игрой на весь день, проявляя фантазию, придумывая различные сюжеты с игрушками или мастерили новые самостоятельно.

Развитие современных детей

Все чаще возрастает обращение современных родителей за помощью к логопедам и дефектологам. В связи с тем, что в наше время дети начинают позже говорить, проблемы с речью или неправильное произношение звуков выясняется только ближе к 5-ти годам ребенка. А так как современные требования к ученикам первых классов заметно возросли, и отдать ребенка в школу уже нужно с навыками письма, чтения и желательно четкой речью,родителям приходится самостоятельно или при помощи репетиторов готовить детей к школе.

Таким образом, современным детям необходимо раньше начинать обучение чтению и письму. А для того, чтобы этот процесс прошёл быстрее и легче для самих детей, им нужно правильно развиваться уже с самого раннего возраста. И родители должны всячески этому способствовать.

  • Развивать мелкую моторику и творческие способности. Перебирание мелких предметов способствует тренировке речевого аппарата. Лепка, пальчиковое рисование, игры с крупами – это далеко не единственные способы для занятий пальчиками и выработки их чувствительности, а так же воображения ребенка. Помимо всего прочего, занятия творчеством способны снимать стресс и тревогу у ребенка.
  • Ограничивать просмотр мультиков и игры на компьютере или телефоне до 15 минут в день.
  • Предоставлять ребенку простые игры для развития логики и фантазии. Сейчас в продаже очень много интересных, музыкальных, интерактивных игрушек. Но, к сожалению, они не развивают мышление маленького человека на должном уровне, не заставляют его думать, все уже придумано за него. Поэтому для малышей 2-3 лет лучше покупать кубики, конструктор и различные сортеры. Они помогают развить логику и учат мыслить самостоятельно.
  • Расширять словарный запас ребенка, развивать речь. Особенно если ребенок не посещает детский сад, то он очень нуждается в дополнительных занятиях чтением и изучением стихотворений. Даже самым маленьким деткам, уже с 1,5 лет полезно показывать яркие иллюстрации в книгах и дополнять их короткими описательными рассказами или стихами.
  • Изучать окружающий мир. Для развития ранней речи у детей, необходимо побуждать их говорить через полно описательные рассказы о природе и живых существах. Прогуливаясь по парку, задержите внимание на его обитателях. Расскажите, например, о жучках или птичках. Пока ребенок будет наблюдать за ними, подробно объясните, каким образом они передвигаются, что кушают и где живут. В следующий раз, когда ребенок увидит насекомое или животное, про которое вы ему рассказали, он сам начнет говорить слова ассоциирующиеся с ним.

Помимо развития речи и творческих способностей современных детей, стоит развивать в них самостоятельность, ответственность и желание помогать окружающим. Для таких целей полезно обзавестись домашним питомцем, о котором ребёнок будет учиться, заботится самостоятельно, переживать за него и нести ответственность.

В век высоких технологий очень важно размеренно и дозировано внедрять современные технологии и гаджеты в жизнь наших детей. И больше заботиться об их нравственном и моральном воспитании. Потому что наверстать навыки обращения с техникой современные дети смогут очень быстро, а вот научиться состраданию, высоким моральным качествам и уважению с возрастом становиться сложней.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактам особый характер.

Исследователи выделяют несколько аспектов в стиле воспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развития личности ребенка: гипер- или гипопротекция, потворствование или игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в отношениях родителей с детьми, завышение или недостаточность требований, ограничительство, чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полное их отсутствие, все эти аспекты являются причиной незнания родителями психолого-педагогических основ воспитания. Безграмотность родителей в данном вопросе постепенно приводит к спорам, ссорам, неуважению, страху. Ребёнок, в результате неправильного воспитания перестаёт интересоваться семейными делами, начинает обособляться, искать удовлетворения своих запросов и интересов на стороне, зачастую попадая в асоциальную группу. При таких взаимоотношениях, семья перестаёт быть дружным коллективом, превращаясь в такое место, где ребёнок только обедает, ночует и занимается своими делами. В таких случаях родители говорят, что ребёнок подпал под влияние «улицы, которая его портит», и, утверждая так, не замечают, что они сами толкали его «на улицу», отрывая от семейного коллектива [4, с.220]

Широкий спектр обращений к вопросам семейного воспитания рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков – П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Д. Локка, В.А. Сухомлинского, А.Н. Острогорского, И.Г. Песталоцци, В.А. Стоюнина, К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко: о культуре семейных отношений; о главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; о влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования и расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

А. С. Макаренко считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Родители должны продемонстрировать чаду, что семья – это, прежде всего коллектив, а ребёнок – его часть. Для детей родители должны обладать авторитетом и иметь над ним власть, но не допускать беспредельности в своих действиях и методах воспитания. Семья должна осознавать, что ребёнок – это не только член семьи, но и гражданин своего Отечества. Если же родители сумеют представить свой авторитет перед детьми, постоянно будут его подтверждать своими поступками и поведением, то они смогут создать условия для их достойного воспитания [13, с.28].

По мнению К.Д. Ушинского семья является главной воспитывающей средой для дошкольника. В ней ребёнок получает первые представления об окружающем мире, формирует определённые привычки и навыки. И естественно, что родители – это пример, ориентир, маяк, освещающий трудный путь для ребенка.

Л. Н. Толстой утверждал, что воспитание ребёнка – главная обязанность родителей. Как и многие педагоги, Толстой видел залог правильного и качественного воспитания во внутрисемейных отношениях, взаимном уважении, внимании и терпимости членов семьи друг к другу. Родители должны обладать нравственным воспитанием, служить примером для своих детей и как можно больше общаться с ними.

Швейцарский педагог Песталоцци считал, что воспитание в семье должно быть направлено на гармоническое формирование и развитие всех качеств детей. Именно мать должна с раннего возраста прививать ребенку трудолюбие, способствовать развитию физических данных, воспитывать в нём терпимость, гуманность, чувство уважения к другим людям, знакомить его с окружающей действительностью. [4, с.328].

Система семейного воспитания передаётся по цепочке от поколения к поколению. Каждый ребёнок помнит отношение к нему в семье со стороны взрослых, вырастает и становится родителем. Его позиция к воспитанию своего ребенка будет основываться на родительской.

Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсаций.

Психологи, изучая различные стили семейного воспитания, пришли к выводу, что существуют как благоприятные стили, так и не благоприятные, способные негативно повлиять на поведение и развитие ребенка, исказить его миро- и самоощущение. Стиль семейного воспитания определяется также последовательностью воспитательной позиции родителей. [10, с.128].

Проведя теоретический анализ по проблеме семейного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе, выяснили, что проблема влияния семьи и семейного воспитания на формирование базовых качеств личности ребенка в настоящее время достаточно актуальна.

Проблема семейного воспитания детей дошкольного возраста, представляет собой непрерывный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся возрастных периодов (младенчество, раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, ранняя юность, зрелость); видов деятельности (преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной); под влиянием внешних воздействий и внутренних сил, конкретных условий и обстоятельств.

Так как в семье закладываются основы личности ребенка, она считается первым, и основным социальным институтом.

Семья – это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Цель семейного воспитания является подготовка детей к “взрослой” жизни, привитие гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физического, интеллектуального, экспрессивного, личностного развития; культивирование отдельных способностей; подготовка к определенной профессии или сфере деятельности. Не маловажным фактором семейного воспитания является выбор стиля взаимоотношений (авторитарный, демократический, попустительский). Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от социального статуса семьи, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т.п. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.

Для полноценного развития личности ребенка родителям необходимо знать некоторые психолого-педагогические основы семейного воспитания, чтобы грамотно решать проблемы, возникающие в процессе воспитания.

В процессе исследования проблем семейного воспитания, советские педагоги А.С. Макаренко и В.А Сухомлинский, отметили, что, по мнению Макаренко, важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей (авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы и подкупа); метод семейного воспитания (убеждение, личный пример, поощрение, наказание и т.д.). Правильный выбор этих методов имеет огромное влияние на сознание и поведение ребенка.

Итак, А.С. Макаренко подчеркивает, что действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, помощи ему и на ответственности за его воспитание.

Проанализировав актуальные проблемы семейного воспитания современного времени, выделили основные: экономические и социальные трудности; резкое расслоение общества по материальному благосостоянию; забвение традиций народной педагогики; усилившаяся урбанизация общества; увеличивающиеся возможности раннего отделения взрослеющих детей от своих родителей; тенденция к увеличению числа семей, где только один ребенок; усилившееся влияние на детскую психику кино и видеофильмов; изменения в морально-психологическом климате семьи. [13, с.228].

Подводя итог, можем утверждать, что, проведя теоретический анализ работы, мы выполнили поставленные задачи, определили основы семейного воспитания, специфику семейного воспитания и значение семьи в воспитании ребенка; рассмотрели проблемы семейного воспитания, а также ознакомились с проблемами в воспитании у современных родителей.

Определенный педагогический опыт есть у каждого родителя, так как на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства. Каждый ребенок невольно повторяет своих родителей, копирует своих мам и пап, бабушек и дедушек. Разные судьбы, разные биографии, и все это незримыми тонкими нитями соединяется с душой ребенка, отражается на его судьбе.

Исследование проблем семейного воспитания детей, не может считаться завершенным и предполагает дальнейшее изучение данной проблемы в следующих аспектах:

– нравственное воспитание ребенка в семье;

– игра как одно из важнейших условий семейного воспитания;

– воспитание и родительское воздействие;

– содержание семейного воспитания в культурных традициях Запада и России и т.д. [6, с.98].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие. – М.: Академия 2006. – 512с.

Замедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – 2-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. – 141с.

История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 520с.

История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.

Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) – М.: Политиздат, 1974. – 270с.

Кулаченко М. В. Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 27-29.

Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие. – М.: Просвещение 2003. – 175с.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия 2005. – 314с.

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.– М.: Просвещение, 2012.- 452с.

Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.

Логвинов И.Н., Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогическойпсихологии– СПб.: Питер, 2006. – С.71.

Макаренко А.С. Педагогические работы 1936-1939. – М.: Директ- медиа. 2014. – 566с.

Сластенин В.А. Педагогика: инноваци­онная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2014. -224 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2013. – 705с.

Читайте также:  Как воспитать успешного ребенка?
Ссылка на основную публикацию