Дети нового поколения – радость или наказание?

Дети поколения альфа

Так кто же такие дети поколения альфа? И какие у них особенности:

1. Для этих детей виртуальная реальность не менее ценна, чем физическая. Гаджетами они начинают пользоваться чуть ли не одновременно с соской-пустышкой. Их также справедливо можно было бы назвать поколением технологичных, ведь язык технологий – их родной язык. В потоке непрерывного виртуального общения они как рыба в воде. Причем скорее воспользуются чатом для мгновенного обмена фото и видео, чем будут сочинять пост для сетей. В поисковике не будут набирать текст, а воспользуются голосовым управлением.

2. Альфы многозадачны, выполняют несколько заданий одновременно. Они увлекающиеся, любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Живут в огромном потоке информации, что не позволяет им надолго удерживать внимание на одной сложной задаче. У них проблемы с концентрацией, зато они быстры, энергичны и точно знают, где найти нужные данные.

3. Готовы к диалогу, но не к нравоучениям. Ждут, что им не будут диктовать, что их будут слушать и слышать. Но работать они предпочитают в одиночестве, а живому общению – виртуальное.

4. Это чаще всего дети так называемых миллениалов. Для миллениалов быть родителем – не просто ответственное занятие, это их приоритет. Поэтому альфа-детям достается намного более качественное общение с родителями, когда те эмоционально отзывчивы, прислушиваются к чувствам ребенка. Альфа-дети – те, кого не наказывают, а награждают. И довольно часто это единственный ребенок в мультикультурной семье, в которой родители много работают.

5. К 2030 году, когда альфа-поколение будет вступать во взрослую жизнь, существенно поменяется рынок труда, многие профессии окажутся невостребованными. Этому поколению нужно будет постоянно учиться и осваивать новые навыки, возможно, часто менять род деятельности. Это сделает необязательным получение классического высшего образования, переориентирует на самообучение, различные формы онлайн-курсов. Люди поколения альфа скорее будут строить проектную карьеру, чем работать всю жизнь в одной фирме, они будут трудиться одновременно на двух и более работах.

А еще им придется много вкалывать, чтобы содержать поколение своих родителей, ведь продолжительность жизни будет расти.

Правильно общаемся с альфами

  • Если вам необходимо, чтобы ребенок сделал что-то, не интересное ему, предлагайте выбор из нескольких альтернатив. («Ты сначала сделаешь уроки, а потом приберешься в своей комнате? Или сначала уборка, потом домашка?»)

  • Позвольте ребенку самому выбирать свой стиль одежды и т. п. В крайнем случае прибегните к альтернативе из пункта выше.

  • Обсуждайте с детьми их чувства, проговаривайте свои.

  • Не лгите ребенку – это может непоправимо испортить отношения.

  • Лучше работает поощрение за что-то хорошо сделанное, чем наказание за ошибки и проступки.

  • Хотите, чтобы ребенок сделал что-то или выучил, объясните ему как следует, зачем это надо.

От «победивших» до миллениалов

Поколение беби-бумеров или «победившие» (1943 – 1960 гг.). Росли в супердержаве. Сосредоточены на морали и принципах.

Поколение X или «дети с ключом на шее» (1961 – 1981 гг.). Для них характерен большой запас жизненных сил, самостоятельность, гиперзабота о своих детях.
Поколение Y или миллениалы (1982 – 2004 гг.). Высокообразованные, нацеленные на самопознание и ответственность. Активные и деятельные.

Поколение Z или iПоколение (после 2004-го). Поколение социальных медиа. Не привязаны к месту, подвижны и быстро принимают решения. Эмоционально демонстративны и не любят, когда кто-то пробует их «успокоить».

Поколение альфа (в 2010-х годах) удостоилось обновления алфавита. Называть их альфа придумал еще в 2005 году австралийский социолог и демограф Марк Маккриндл. Тогда он только предполагал, что все большая интеграция виртуальной среды в реальную жизнь принципиально изменит наших детей.

Смиритесь, они живут в сети

Выводы австралийского социолога и то, насколько они соответствуют российским реалиям, мы попросили прокомментировать Анастасию Зубкову, практикующего психолога, педагога, маму 11-летней дочери:

– Нынешние десятилетки – наш смелый педагогический эксперимент, результаты которого мы можем наблюдать прямо сейчас. В том числе в России. Они живут в гаджетах – именно так, гаджетах, во множественном числе. Ноутбук, планшет и телефон включены одновременно. Без всякого затруднения они в одно и то же время смотрят блог на Ютубе, треплются по ватсапу с другом с противоположного конца страны (которого ни разу не видели в реале) и снимают все это на видео для социальных сетей. Потому, с одной стороны, они необыкновенно многозадачны, а с другой – не могут надолго фиксировать свое внимание ни на чем. Они не вылезают из сети, как ни сопротивляются родители. Большая часть их жизни проходит там, и нам пора с этим смириться. Там друзья со всего света, общение, творчество, учеба, игры. А также опасные знакомства, информация о наркотиках и порно, которое они посмотрят очень рано.

Они – первое «непоротое» поколение. Мы сами не заметили, как пережили большой тектонический слом в общественном сознании. Еще лет пятнадцать назад на маму, валяющую своему отпрыску подзатыльник на улице, не обратили бы никакого внимания. Сейчас ее непременно застыдят, снимут на телефон и разместят в сети. Поэтому у этих детей снижена агрессия, зато они с ранних лет обладают чувством собственного достоинства, разговаривают со взрослыми на равных.

Они дольше своих родителей остаются детьми. В отличие от родителей или бабушек-дедушек, с первого класса возвращавшихся домой с ключами на шее, самостоятельно гревших себе обед и забиравших из садика младших, эти десятилетки гораздо более инфантильны. Их почти не выпускают самостоятельно гулять, их сверх­опекают, над ними трясутся, их нагружают завышенными ожиданиями. Впереди таинственный ЕГЭ, неминуемое поступление, а до этого надо непременно выучить язык (лучше два) и получить разряд по плаванию…

Они очень прагматичны и умеют задавать вопрос «зачем?». В первую очередь им интересно, как применить в реальной жизни то, чему они учатся прямо сейчас. Если ответы их не устраивают, мотивировать их на какую-либо деятельность практически невозможно.

Они – шмоточники, потребители, модники и обожают новые вещи.

Они выросли среди моря игрушек, одежды, всевозможных прибамбасов. Эти дети быстро теряют ко всему ­интерес, их сложно удивить или обрадовать.

Они умеют позировать для фото и почти профессионально используют всевозможные фото- и видеоредакторы. Они знают множество психологических терминов, с легкостью диагностируют у себя «депрессию», с подругой ругаются из-за ее «токсичности» и будут до последнего отстаивать справедливость.

Они эрудированны, быстро соображают, но при этом, как правило, не помнят ни одного термина, ни одной даты. Их мышление здорово отличается от нашего: им важно не знать имена и даты, а понимать, где искать нужную информацию, как ее классифицировать и использовать.

Дети поколения Z. Особенности воспитания

Теория поколений была создана в 1991 году американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Адаптацию теории поколений для России в 2003–2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис.

Теория поколений показывает, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на формирование его ценностей и мировоззрения.

Ценности можно объединить в четыре основные группы: здоровье, семья, социальные ценности и духовные. Формирование ценностей происходит согласно данной теории примерно до 12–14 лет.

Границы поколений зависят от уровня развития технологий в стране, где родились молодые люди. Например, в США к поколению Z относят детей, родившихся с 1995 года, в Японии родившихся в 1985 году.

В России выделяют следующие поколения.

Величайшее поколение (1900–1923). Ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы пришлись: революция, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Людей Величайшего поколения отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений.

Молчаливое поколение (1923–1943). Ценности этих людей формировались до середины 50-х годов. Значимые события: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление. Только в своей семье эти люди могли говорить на любые темы, обсуждать проблемы, в остальных же местах они контролировали себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. Эти люди очень законопослушны.

Поколение беби-бумеров (1943–1963). Значимые события: победа в Великой Отечественной войне, советская “оттепель”, покорение космоса. Люди этого поколения выросли в настоящей супердержаве. Они верили в свою страну, им присущ оптимизм, коллективизм.

Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963–1984). Ценности людей этого поколения: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, не формальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Это так называемое поколение с ключом на шее, дети, которые приучались к ранней самостоятельности. События: закрытость страны, застой, холодная война, война в Афганистане, появление наркотиков, начало перестройки, бум разводов. Семейные ценности в это время очень пошатнулись, многие женщины — представители данного поколения стали заниматься бизнесом, стремиться к самостоятельности.

Поколение Y или Next (1984–2000). Их ценности: свобода, развлечения, результат. В систему ценностей этих людей также включены понятия “гражданский долг” и “мораль”, “ответственность”, но при этом их отличает наивность и умение подчиняться.

События: распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими. Наступила эпоха брендов. Основные проблемы людей этого поколения: наркомания, табакокурение, алкоголизм.

Поколение Z (c 2000). Поколение людей, родившихся после 2000 года и продолжающих рождаться по сей день. Поколение Z в России — это ещё школьники. Ценности поколения Z в процессе формирования.

В основе самой теории поколений есть предположение, что поколения не только отличаются друг от друга, они ещё и цикличны. Есть также мнение, что поколение Z будет очень походить на “молчаливое поколение”, которое появилось на свет перед Второй мировой войной.

Глобальные события, которые происходят сейчас, во время взросления детей из поколения: мировой финансовый кризис, укрупнение бизнеса, создание торговых сетей.

Молчаливость этих людей может быть обусловлена ещё и повсеместным распространением различных средств связи, они делают выводы на основе информации, которую получили из интернета. Неуклонно сокращается доля живого общения с людьми в пользу виртуального.

Вот как описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: “Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети — часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно — быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет”.

“Цифровой человек” поколения Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагается, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством. Однако “строительным материалом” являются отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм.

Ценности здоровья для нового поколения будут ещё более актуальны. Люди будут осознавать, что для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать больше усилий, и потребление в этой сфере будет расти. Семейные ценности в глазах нового поколения обречены на постепенную девальвацию. Перемещение внимания будет происходить в сторону социальных ценностей — карьера и благосостояние. Но, вспоминая про гиперактивность, повышенную конфликтность и проблемы с эмоциями, можно ожидать, что это общество будет склонно к более острой конкуренции людей друг с другом, конкуренции не корпоративной, а персональной. А четвёртая группа ценностей — духовная — для значительной массы молодёжи опять же будет обесцениваться.

Итак, общие характеристики поколения Z следующие.

  1. “Клиповое мышление”.

Клиповое мышление — особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания теленовостей или видеоклипов.

Если верить недавним исследованиям, то можно отметить, что у поколения Z продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чём более длительное время.

Представители этого поколения выросли в мире, в котором возможности просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Поэтому они адаптировались к необходимости очень быстро оценивать и просеивать огромные объёмы информации.

  1. Следование за кураторами.

Люди поколения Z следуют за кураторами, доверяют им, пытаясь понять, где находится наиболее адекватная информация и лучшие развлечения. Эти инструменты необходимы поколению Z для того, чтобы уменьшить потенциальный выбор из множества вариантов. Для того чтобы завоевать их внимание следует обеспечить переживания, приносящие немедленную пользу и являющиеся очень увлекательными.

  1. Социальные взаимодействия.

Поколение Z развивается в век чатов, форумов, сообществ. Они вроде бы и вместе, но каждый в своём гаджете, каждый у себя дома. Семья для них самое безопасное место. Им свойственна необходимость постоянно обмениваться информацией.

  1. Влияние социальных медиа.

Поколение Z на личном уровне стремится быть немедленно принятым и одобренным посредством социальных медиа — здесь проходят важные беседы, находятся их сверстники. С помощью социальных медиа они управляют несколькими личностями для того, чтобы суметь удовлетворить каждую из аудиторий. Люди поколения Z находятся между двумя силами: социальные медиа им необходимы для того, чтобы строить личные бренды, однако они не хотят, чтобы соцсети определяли то, кем они являются на самом деле.

  1. Ориентация на успех.“Я ещё не знаю, кем я буду, но обязательно добьюсь успеха” — это девиз людей поколения Z.Дети хотят достигать результата, но не любят ждать. У них нет усидчивости и терпения.
Читайте также:  Как воспитать успешного ребенка?

В действительности поколение Z сталкиваются с теми же проблемами, возникающими на определённом жизненном этапе у всех: расставанием с родителями, началом карьеры, формированием личной идентичности. Однако им приходится делать это в стремительную технологическую эпоху.

  1. Родители как друзья. Подводные камни нового подхода в воспитании?

Примечательно, что у детей современного поколения нет конфликта с более ранними поколениями. Дети рассказывают, что у них нет никаких проблем, сложностей с родителями. Они доверяют им и говорят с ними практически на любые темы. Важно, что сами родители хотят иметь равные отношения с детьми, они хотят с ними дружить. Сегодня модно быть другом своему ребёнку. В целом, концепция взаимодействия с ребёнком стала более обдуманной. Мы видим, как родители смотрят обучающие материалы, видеоролики о том, как правильно быть родителем и воспитывать ребёнка.

Также современные родители слишком жалеют и опекают своих детей. Им все время кажется, что их детям очень сложно, они живут в эпоху многозадачности, им обязательно в жизни придётся много чего добиваться. Поэтому родители создают для детей некий вакуум и руководствуются принципом: “Главное — не сломать ребёнка”.

При этом родители не ругают детей за плохие поступки, но хвалят за нормальные, само собой разумеющиеся. Таким образом, получается, что дети живут в системе вечных поощрений и похвалы. Разумеется, такой же модели взаимодействия с ними они ожидают и в более взрослом состоянии. Похвала становится для них чуть ли не жизненной необходимостью.

Педагоги перестали быть авторитетом, в принципе взрослые перестали быть авторитетом. Дети воспринимают взрослых как равных себе, они не готовы воспринимать информацию от педагога или родителя как истину в последней инстанции. Готовы спорить, уточнять, почему так, просить взрослого человека аргументировать свою позицию, если она непонятна и вызывает у ребёнка дополнительные вопросы. Для ребят поколения Z ценностями являются умение общаться, налаживать связи, контактировать. Находиться в одиночестве, физически не в Интернете — для них пытка.

Ребята сегодня уверены в собственной исключительности. С детства им родители и педагоги рассказывают о том, что они талантливы, одарённые, самые лучшие и всё смогут. Либеральные родители всячески развивают идею об их уникальности. Но, несмотря на веру в свою неповторимость, все они очень похожи и следуют единым трендам.

Как мы, родители, можем помочь своим детям?

Об этом рассказывает кандидат психологических наук Анна Варга в интервью “Harvard Business Review — Россия”.

  • Обучение детей с опорой на непроизвольное внимание.

Появление нового способа коммуникаций всегда ведёт к серьёзным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций — устную, письменную и аудиовизуальную.

Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр.

Родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками.

Однако, школа не готова приспосабливаться к современному ребёнку и к тому типу общества, в котором ему придётся жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребёнок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребёнок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.

Тем не менее, многие родители требуют успеваемости, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.

Школа требует произвольного внимания, а ребёнок не готов произвольно внимать — он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

  • Надо отнимать у детей гаджеты?

Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и мы ничего не сможем с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребёнок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придётся ему помогать.

  • Быть на стороне ребенка.

На сегодняшний день школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться. Правильно, это быть на стороне ребёнка, помогать ему с учёбой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдёт свой интерес и научится развивать произвольное внимание.

Если родители будут бороться с ребёнком дома, учителя — в школе, то его ждёт не только СДВГ, но и тяжёлая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим.

У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично.

Дети сейчас почти не гуляют, дворы пустые. Откуда взяться личному общению?

Взрослым мир кажется очень опасным, но это не значит, что он реально опасен. Вне школы современные дети общаются лично разве что летом, когда их берут в поездки или отправляют в лагеря. Им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться.

  • Интернет тоже бывает опасен.

Раньше родители переживали, что ребёнок до ночи пропадает на улице, связался с плохой компанией. Сейчас психологическим аналогом стал интернет. Конечно, должен быть родительский контроль, какие-то ограничения. Можно поставить фильтры.

Проблемы возникают и в онлайн-общении. Пример: история мальчика Стёпы. Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых “полайкать” его страничку и картинки динозавров. И Стёпа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно? Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы её ребёнку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребёнка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребёнком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.

  • В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать?

Родители и учителя от этого в ужасе. Но запретами ничего не добьёшься. В юном возрасте многие употребляли неприемлемую лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность, и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жёсткое, потому, что оно во многом анонимное.

  • Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?

Если ребёнок не расстаётся с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребёнок не выходит из комнаты, входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учёбой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.

Родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребёнок этого не найдёт. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнём учить, упрекать, кричать и наказывать.

  • Чему ещё должны научиться родители “цифровых” детей?

Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Ребёнку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг друга. Так создаётся эмоциональная опора, которая важна для ребенка.

Литература:

  1. Решетников О.В. Поколение Z и недалёкое будущее рынка труда. Санкт-Петербург, 2014;
  2. Кудашева А.С. Здравствуйте, поколение Z. [Электронный ресурс];
  3. Harvard Business Review — Россия. Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно. [Электронный ресурс].

Новое цифровое поколение Z детей

С 2004 года в России и в мире рождаются совершенно особенные дети — поколение Z (Generation Z). У них есть свои слабые и сильные стороны, о которых поговорим в данной статье.

Поколение Z — первое по-настоящему цифровое поколение: современные дети с годовалого возраста осваивают планшеты и смартфоны. Их также называют Homelanders (домоседы), ведь информацию они черпают в основном из Сети, играют в игры онлайн, общаться предпочитают в соцсетях или при помощи мессенджеров.

Влияние Интернета вызывает страхи и опасения у возрастных родителей, относящихся к поколению X (годы рождения — 1964 – 1984), и молодых родителей поколения Миллениум или Y (годы рождения — 1984 – 2000).

Характерные особенности поколения X

Они формировались в условиях свободы, несмотря на сложную ситуацию в стране: застой, начало перестройки. Качество «иксов» — самостоятельность, готовность к переменам, расчет только на собственные силы.

Такие особенности связаны с постоянной занятостью родителей-трудоголиков на работе, в головы которых в свое время было «вбито», что отдать долг родине важнее, чем забота о своих чадах. Чтобы им ничего не мешало были и придуманы детские сады.

Поэтому дети поколения X часто гуляли по городу одни, сами готовили себе еду. Любимым предметом в большинстве случаев является история. Становясь взрослыми, они с большим трудом просят о помощи кого-либо, предпочитают рассчитывать исключительно на себя. Как правило, они индивидуалисты и не любят толпу. Особенно это отражается на выборе вида спорта. Мальчики идут в бокс, девочки — в гимнастику.

Также поколение X принято считать циниками и прагматиками.

Характерные особенности поколения Y

Основными событиями данного поколения служит распад СССР, большое количество терактов, эпидемий и, конечно же, бурное развитие информационных и цифровых технологий.

В основном, они предпочитают работать в команде, одинаково хорошо общаются в «реальном» и «виртуальном» мире. Некоторые социологи называют «игриков» «поколением большого пальца» из-за привычки набирать смс большим пальцем руки.

Родители большинства таких детей чрезмерно оберегали, тем самым подавляли их самостоятельность в решении и принятии выбора. Повзрослев они стали легко управляемыми, но уверенными в своей ценности. Они хотят все и сразу, за свою работу и усилия ждут немедленного вознаграждения, отдаленные перспективы — это не для них.

Также поколение Y любит получать физические нагрузки при помощи роликов, скейтов и т.п. Объясняется это тем, что в первую очередь им важны эмоции, а не здоровое и подтянутое тело. А любимым предметом у многих была литература.

Характерные особенности поколения Z

Дети поколения Z иные. Они быстрее взрослеют (15 лет назад играли в куклы и машинки до 10 лет, сейчас в среднем до 3) и легко ориентируются в Сети. Они опытные потребители, знают чего хотят и как это получить. Представители этого поколения Z ценят время и стараются тратить его максимально эффективно. Из них вырастают квалифицированные специалисты, которые смогут заниматься IT-технологиями, компьютерной графикой и т.п.

Если предыдущие поколения воспитывались на книгах, то Z максимум, что могут прочитать – короткую статью, мини-новости. Они любят формат коротких твитов и статусов в социальных сетях. Это в свою очередь привело к тому, что их мышление фрагментарно и поверхностно.

Поколение Z более замкнуто, среди них много интровертов. Семейные ценности рушатся, так как многие из детей взрослели в неполных семьях.

Кроме того, они отказываются от привычного получения образования. Они не видят смысла в нем, объясняя это отсутствием практичного применения знаний, полученных в учебных учреждениях. Но при этом назвать их «глупыми» нельзя. Многие из них самообразовываются не выходя из дома, изучают иностранные языки, они полностью погружаются в интересующиеся их темы при помощи информации в Сети. Отмечено, что многие дети, учась еще в школе начинают зарабатывать больше, чем их родители посредством удаленного заработка. Кстати, свободный график, непривязанность к офису — стремление многих растущих детей поколения Z. Им весьма важна личная свобода и свое время.

Теория поколений

Поколение XПоколение YПоколение Z
1963 – 1984 г.р.1985 – 1999 г.р.начиная с 2000 г.р.
События:

«холодная война», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане

распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий, популяризация брендовых вещей

развитие соцсетей и технологий

Ценности:

глобальная информированность, техническая грамотность, стремление учиться

свобода, веселье, гражданский долг, ответственность, в то же время наивность, ожидание немедленного вознаграждения

самых старших представителей этого поколения еще в процессе формирования

Как родителям найти общий язык с детьми поколения Z

Ослабьте железную хватку

Дети Z почти все время находятся под присмотром взрослых. Потому что одна из ценностей, например, поколения X — профессионализм, и в семье они стремятся быть «суперродителями», буквально душат своих чад опекой и заботой, детально планируют их развитие. Но вспомните свое детство, когда в 5 лет вас отпускали одних гулять во двор, а в 7 вы сами возвращались из школы и разогревали себе обед. Постарайтесь дать ребенку хоть какую-то свободу и возможность принимать решения самостоятельно.

Прислушайтесь к интересам и желаниям ребенка

Даже если они вам непонятны. Не воспринимайте Интернет как зло и источник опасности. Цифровые технологии выводят поколение Z на новый уровень, улучшают качество жизни. Но все же время на гаджеты должно быть ограничено: младшим школьникам — не больше 30 мин в день, средним — 40.

Организуйте досуг подростка

Так, чтобы он чаще бывал на улице, выходил в свет, общался со сверстниками. У поколения Z проблема с коммуникацией: им легче переписываться в Сети, чем контактировать с живыми людьми, они предпочитают текстовое сообщение разговору.

Объясняйте, что движение — это жизнь

Современные дети малоподвижны, любая физическая нагрузка многим ребятам дается с трудом. Зарядка по утрам, регулярные занятия спортом, посещение спортивных секций — это должно войти в привычку.

Разговаривайте обо всем

Что волнует подростка, чем он живет. Эти дети лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. Если нужно, пишите электронные письма, записки, лишь бы оставаться на одной волне.

Учитесь вместе с детьми

Поколение Z интересуют наука, техника, искусство. Смиритесь, что в новых веяниях «зэты» разбираются лучше, и постарайтесь хоть что-то в этом понять, чтобы не потерять авторитет в глазах собственного ребенка.

Важно понять, что у каждого времени свое поколение. Оно не хуже, не лучше, не умнее — оно лишь другое. 😉

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кристальные дети

Вы помните взгляд своего ребенка, когда увидели его впервые, сразу после рождения? Я особенно хорошо помню глаза младшего сына. Это был взгляд взрослого человека, такой мини-старичок в детском обличии. Он так долго и внимательно смотрел в мои глаза, словно обрабатывал супер мощным сканером, который читает все мои мысли. Спустя год в мою жизнь очень плотно начали входить дети Индиго и кристальные дети. Окунувшись в эту тему с головой, я по-другому начала смотреть и на своих детей, и на себя.

А началось всё давным-давно. Будучи еще совсем ребенком, я увидела телевизионную передачу про девочку, которая окончила школу в 12 лет, писала красивые стихи и очень живо и умно рассуждала о жизни. К 16 годам девочка потеряла рассудок и вскоре умерла. Эта передача сформировала в моей детской психике блок: всё, что выходит за рамки среднестатистического развития – не есть хорошо. Всё должно быть в меру. И только спустя годы, я поняла, что нет ничего страшного в том, что ребенок развит не по годам. И помогло мне в этом именно изучение темы про детей нового поколения.

Дети Индиго: характерные признаки

Если заглядывать далеко в историю, то первое упоминание о необычных детях относится к началу 80-х годов прошлого века. Прошлый век! Звучит так, словно мы уже динозавры. А нам просто повезло жить на стыке двух веков. Так вот, после выхода в свет книги американского биоэнергетика и ясновидящей Нэнси Тэпп « Как цвет помогает лучше понять твою жизнь», в обиход вошло понятие «дети Индиго». Изучая ауры детей, она впервые заметила у новорождённого младенца ауру ярко-синего, почти фиалкового цвета, цвета индиго. Такие детки стали настоящим открытием. Они были абсолютно не похожи на своих сверстников и детей других поколений, обладали уникальными качествами: высокий уровень сознания, необычайная мудрость, развитая интуиция и способность к ясновидению. И это далеко не полный список возможностей нового поколения детей.

Как понять что ребенок Индиго

Дети Индиго рождались в 1970 -1980 годы все того же прошлого столетия. Это значит, что это уже вполне себе взрослые люди. И есть вероятность, что именно вы – их яркий представитель. А возможно, вы родитель такого ребенка. Такие дети рождаются в абсолютно разных семьях, и нет никакой зависимости от каких-либо факторов. Каждый ребенок сам выбирает семью, в которую он придет. Заказать или запланировать такого малыша не получится.

Давайте разберемся, дети Индиго кто они такие и каковы их признаки

  1. Высокий уровень интеллекта и осознанности.
  2. Мощная развитая интуиция, которая позволяет чувствовать любую опасность и неприятность заранее.
  3. Обостренное чувство справедливости и желание изменять этот мир, борясь со злом любыми доступными способами.
  4. Быстрое развитие.
  5. Эти люди уверены в себе, хотя иногда для понимания и принятия этого факта проходят годы. В детстве могут страдать от неуверенности и очень важно помочь им с ней справиться.
  6. Для них не существует авторитетов. Любое навязанное со стороны мнение, они проигнорируют, т.к. предпочитают наступать лишь на собственные грабли и получать СВОЙ опыт.
  7. Обладают мудростью и знаниями, которые превосходят знания и мудрость их родителей. Родители, которые прислушиваются к мнению ребенка Индиго, никогда не прогадают.
  8. Самостоятельность – ещё одна отличительная особенность детей Индиго. Это относится и к самостоятельному изучению знаний, освоению техники и к приспособленности в быту.
  9. Обладают лидерскими качествами, к их мнению прислушиваются и доверяют.
  10. Высокий творческий потенциал, могут быть прекрасными писателями, художниками и артистами.
  11. Не приемлют систему дисциплины и правил, могут противиться выполнению каких-либо действий, если не понимают, для чего это необходимо. В школьные годы имеют проблемы с поведением, даже получая хорошие и отличные оценки.
  12. Не воспринимают словесные и физические наказания. Все равно останутся при своем мнении и будут продолжать нарушать правила, если не перевести их внимание в другое русло.
  13. Упрямство. С годами оно может стать слабее, но в детстве может приносить много неприятностей, особенно окружающим.
  14. Гиперактивны и нетерпеливы

Кристальные дети: новая эра

Кристальные дети, пришедшие на смену Индиго, имеют свои отличительные особенности. Если дети Индиго должны были разрушить неработающие устои и начать прокладывать путь к лучшему миру, то кристальные дети – это творцы. Они приходят, чтобы развивать и строить этот новый улучшенный мир.

Пик рождения кристальных детей пришелся на период с 1980 до 2010 года, но они продолжают рождаться и до сих пор. Эти дети приходят, чтобы распространить любовь, мудрость, научить нас терпимости и нежности. Среди деток, которым диагностируют аутизм, много кристальных детей. Обычно (но совсем необязательно) рождаются в семье Индиго. И точно так же как и дети Индиго, нуждаются в особенном воспитании. Но об этом поговорим ниже.

Кристальные дети: признаки

  1. Очень чувствительны и эмоциональны, нуждаются в постоянной защите и любви, как никто другой.
  2. Плохо переносят шум и большие скопления людей, предпочитая уединение и одиночество.
  3. Подвержены аллергии
  4. Если заводят друзей, то это надолго.
  5. Чувствуют других людей и их них получаются хорошие психологи.
  6. Имеют хорошо развитую интуицию и, именно основываясь на ней, принимают решения.
  7. Очень любят животных и детей.
  8. Сострадательны к старшим.
  9. Могут обладать даром целительства.

Кристальные и Индиго: кто они?

Дети Индиго и Кристальные дети пришли в этот мир, чтобы помочь нам построить новое, цивилизованное общество, основанное на Любви и Гармонии. Для этого они с рождения наделены колоссальными знаниями и способностями. Они не такие, как все. Их поведение не подпадает ни под какие нормы. И это прекрасно!

Кто придумал нормы? Кто и когда сказал, что они аксиома и не подлежат пересмотру? Мы уже знаем, что каждый человек это отдельная личность. Мы все приходим в этот мир не просто так, у нас свои задачи и цели. И давно понятно, что убивая индивидуальность, мы превращаемся в одно большое стадо, которое ходит строем и поет хором.

Коллективизм, несомненно, хорош. Решать глобальные задачи тоже приятнее и веселее вместе. Но, если бы все умели делать только колеса, никогда бы не изобрели автомобиль.

Воспитывая поколение новых детей, нужно помнить, что они другие. Они более коммуникабельны, их речевые обороты поражают своей глубиной, осмысленностью. Их взгляд бывает настолько пронзительным и вдумчивым, что иногда его даже сложно выдержать. Они не терпят никакого давления. Никогда не станут выполнять приказы и распоряжения, если те не согласуются с их внутренними потребностями и логикой. Они способны давать ответы на сложные вопросы. Их интуиция поражает. Их рассуждения об устройстве мира удивительны. Общаясь с таким ребенком, ты начинаешь понимать, что он не так мал, как кажется.

Посмотрите это видео: всего 2 минуты, а сколько мудрости в каждом слове

Многие родители принимают такую излишнюю «умность» детей за фантазии. Кто-то, наслушавшись советов «мудрых» воспитателей и учителей тащит непокорное дитя к психологу, к неврологу. Куда угодно, лишь бы выключить в ребенке эту кнопку, избавить его от способности самостоятельно мыслить, говорить и делать что-то, что противоречит общепринятым стандартам и нормам. Ведь в год ребенок должен ходить, в два говорить, в три пытаться учить буквы, в четыре строить башенки из кубиков, в пять читать и так далее. Шаг влево или вправо – аномалия, которую надо лечить.

Как воспитывать Индиго и кристальных детей?

Если ваш ребенок поражает вас своей эрудицией, умен не по годам, если воспитатели и учителя жалуются на его неусидчивость и гиперактивность и невнимательность, не спешите обращаться к психологу! Вероятнее всего, вы обладатель бесценного дара. В вашу семью пришел кристальный ребенок. Или ребенок, который способен общаться с такими детьми, понимать их и перенимать их знания.

Эти дети приходят в этот мир, уже наполненные знаниями. И такие знания не даст ни сад, ни школа, ни даже родители. Если кто-то и должен УЧИТЬ и воспитывать, так это они – люди нового поколения. Дети Индиго и кристальные дети.

Позвольте ребенку развить свои способности! Научитесь принимать и понимать те знания, которыми он обладает. Позвольте вашему ребенку рассказать вам о том, что его беспокоит. Прислушайтесь к каждому слову, которое он произносит. Вдумайтесь в то, что он вам пытается донести. Сделайте шаг навстречу. И вы увидите, насколько он мудр. Как много знаний он готов вам передать. Поговорка «Устами младенца глаголет истина» — это про них.

Воспитание кристальных детей: 10 принципов

  1. Самый главный принцип: не управлять, а направлять. Не пытайтесь переделать кристального ребенка. Кроме сопротивления, вы не получите ничего.
  2. Контролируйте свои эмоции. Эти дети считывают любые ваши чувства, вне зависимости от того, насколько далеко от вас находятся. Спокойствие и гармония – вот чего хотят кристальные дети и для себя, и для своих родителей.
  3. Авторитарный метод воспитания не подходит для детей Индиго и кристальных детей. Они настолько свободолюбивы, что будут воспринимать любое давление на них, как угрозу. Научитесь взаимодействовать с ними на равных. Дайте им возможность учиться на своих ошибках, находить свои решения и выходы из разных ситуаций. Просто будьте рядом.
  4. Никаких приказов, только просьбы. Эти дети должны понимать, почему необходимо сделать то или иное действие, иначе они не сдвинутся с места.
  5. Уделяйте особое внимание их обостренному чувству справедливости. Поддерживайте их в желании изменить мир к лучшему, и добиться правды.
  6. Никогда не лгите им. Они чувствуют ложь и фальшь так же явно, как вы, например, ощущаете наличие неприятного запаха.
  7. Привыкните к тому, что кристальные дети буквально фонтанируют идеями и желанием воплотить их в жизнь. По мере возможности позволяйте им эксперименты.
  8. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте кристальных детей с кем-либо. Они очень уязвимы и чувствительны.
  9. Не ограждайте их гиперопекой, этим вы нанесете огромный вред их самостоятельности
  10. Не стесняйтесь спрашивать у них совета, учитесь у них, впитывайте их мудрость и развивайтесь вместе с ними.

Я не знаю наверняка, гениальны ли мои дети, но одно я знаю точно – я не хочу, чтобы их ставили в какие-либо рамки и подгоняли под общепринятые шаблоны.

Помните, наши дети – это маяки, которые указывают нам Путь к совершенному миру! Нам нужно всего лишь научиться плавать в новом мире и суметь разглядеть волшебный свет этих маленьких маячков!

Взрослые Индиго

Когда речь заходит о феномене Индиго, большинство рассуждений почему-то касается именно детей. И даже термин «Дети Индиго» явно указывает на возрастное ограничение. Но ведь, если термин был введен в конце 70-х годов прошлого столетия, значит, с тех пор прошло уже более 40 лет. А это значит, что уже не одно поколение детей выросло и стало взрослыми Индиго.

Именно то, первое поколение Индиго стояло у истоков множества изобретений и открытий, которые изменили наш мир до неузнаваемости и позволили ему сделать огромный рывок вперед. Чего стоит только то, что мы сейчас имеем возможность общаться друг с другом без ограничений во времени и пространстве. Можем бесконечно много узнавать про новое поколение людей, анализировать, делиться мнениями, спорить и находить истину.

И очень велика вероятность, что многие читающие эти строки тоже Индиго. Да, мы уже давно не дети. Но что это меняет?! Ведь мы уже выяснили, что Индиго – это не возраст и не особенность, которая теряется с годами. Это дано нам с рождения и остается с нами на всю жизнь.

Взрослы дети Индиго: признаки

Проанализируйте свою жизнь, поищите в себе качества и отличительные особенности детей Индиго, это очень увлекательно. В интернете можно найти множество тестов. А в реальной жизни есть даже аппараты, которые смогут определить цвет вашей ауры.

Начните с самого детства. Не было ли у вас проблем в общении со сверстниками, учителями, воспитателями? Не хотелось ли вам заниматься каким-либо творчеством? Или вы тяготели только к определенным наукам и знаниям?

Школьная программа была для вас ужасно скучной? Вы ненавидели физику и, наоборот, обожали литературу? Вы интуитивно чувствовали, что вам следует стать педагогом, но родители настояли на поступлении в технический ВУЗ?

Вам снятся «вещие» сны? У вас развита интуиция? А сколько раз вам казалось, что вы можете помочь родителям, подсказать выход из какой-либо ситуации, а вместо этого слышали: «Яйцо курицу не учит»?

Вы выглядите гораздо моложе своих лет? Это тоже приятная особенность детей Индиго.

Можно не верить в то, что такие люди были, есть и продолжают приходить в этот мир. Можно быть закоренелым скептиком и прагматиком. А можно просто оглянуться вокруг или прислушаться к себе самому, перестав отрицать то, что скрыто за пределами нашего понимания. Не всё в этой жизни поддается логике и объяснению.

Освободите место в своей душе и сердце для волшебства! Позвольте лучезарным людям раскрыть вам секреты мироздания и Вселенной, подарить вам уникальные знания, которые вы не получите ни в одной библиотеке мира, ни на одном интернет-сайте и не прочитаете ни в одной из книг.

Оставляйте свои комментарии под этой статьей, мне очень приятно их читать.

Дети нового тысячелетия. Как их учить?

Дети – отдельный народ в этом мире, который нуждается во взрослых, но на самом деле ещё взрослые нуждаются в детях намного больше. И, разумеется стараются дать им всё самое лучшее, включая образование. Только вот это «самое лучшее» — понятие не просто относительное, а ещё и постоянно меняющееся. И то, что было очень популярным и эффективным в образовании ещё 10 лет назад, сейчас может оказаться не просто бесполезным, но и дать обратный эффект. Именно для думающих и ответственных учителей и родителей предназначен этот материал о том, как обучать современных детей, учитывая специфику их поколения.

Итак, что и как делать с поколением Z, чтобы быть понятными для них и суметь донести те знания, которые мы считаем важным?

Самое важное, что следует просто принять, это то, что дети нового тысячелетия «8-битны». И все остальные их качества и свойства вытекают именно из этой особенности.

«8-битность» поколения Z вовсе не означает, что они просты и примитивны, как первые игровые приставки, так увлекавшие в своё время их родителей. Скорее, они так чётко и логично организованы, — для приёма информации им достаточно 8 секунд на схему.
И схемы они в большинстве своём читают намного лучше, чем длинные описания из инструкций и художественной литературы. Поэтому, если хотите быть понятыми, составляйте схему, которая будет «интуитивно понятной». Но понятной не вам, дорогие учителя и родители, а им – поколению мемов и иконографики. У вас есть только 8 секунд на мысль, которую вы хотите донести, на девятой им уже будет не до вас.

Эти дети — поколение визуалов, но визуалов, требующих «законченного сюжета» и высокой динамики в ходе его развития. Абстракции и фрагменты не вызывают у большинства этих детей интереса. И описание картины, особенно пейзажа или портрета, превращается для них в настоящий кошмар. Поэтому лучше позаботиться о наличии у них чёткого структурного плана, по которому это надо сделать. Также дело обстоит с любой информацией, в которой нет «развития сюжета» или он не отличается живостью. Чёткая схема описания, вывешенная на доске, лучше заранее и виртуальной, возможно не доставит учителю литературы или искусства особого удовольствия, но спасёт учеников от лишнего стресса и однозначно повысит рейтинг преподавателя.

Эти дети воспринимают реальность как положенную горизонтально цифру 8 – знак бесконечности. Их мир включает в себя всё, и они сами воспринимают себя как часть этого огромного Единства. Поэтому им есть дело до всех «взрослых» проблем, которые они активно пытаются решить всеми доступными им средствами. «Z –ты» редко делают это в одиночку, они слишком тесно интегрированы в этот мир и друг в друга, чтобы играть в героев – одиночек, противопоставляющих себя системе.

Однако эту «встроенную системность» не учитывают ни учебные программы, ни учебники, ни учителя. Эти дети – великие синтетики, которые отлично видят целое, и потом очень хорошо находят в нём место и смысл частного. А необходимость изучать какую-то деталь «сейчас» потому, что они не смогут без этого понять что-то «потом», противоречит их логичной и понятной внутренней системе мира, и вызывает протест. А цикличность программ обучения – залог практически полного отсутствия у детей этого поколения интереса к учёбе. Именно поэтому выигрывают те учителя, которые сначала показывают целое – как действующую систему, и лишь потом объясняют функции и назначение составляющих.

Та же «8-битность» делает их сопричастными ко всему происходящему, включая мнения и эмоции. Однако знак бесконечности горизонтален, поэтому авторитет только за счёт возраста и статуса получить у них невозможно. И аргумент «я старше» поставит для них говорящего в один ряд с далёкими предками (хорошо хоть не динозаврами!), жившими в «пещерный век» отсутствия интернета. Эти дети эмпаты, поэтому обмануть их не получится. Зато они безоговорочно признают авторитет тех, кто говорит правду и объясняет причины.

Ещё одна ценность этого поколения – коллективизм. Они – единое целое с его достоинствами и недостатками с самого момента рождения, и современные гаджеты делают эту особенность ещё более проявленной. Они с радостью пойдут навстречу любому, кому нужна помощь (считая его такой же частью мира, как и себя), кто сможет достойно её принять, оценив вложенные старания. Но «свой» коллектив они выбирают сами, не ограничивая себя физическим телом, поэтому провести несколько бесед о том, как правильно вести себя в сети – это долг каждого родителя. Это поколение своего рода «Солярис», и всем остальным придётся принимать его таким, как оно есть.

Эта «8-битность» даёт ещё один интересный эффект – музыкальность: 8 бит составляют октаву, которая весьма гармонично для них раскладывается по тактам. Поэтому дети этого поколения легко осваивают иностранные языки и очень чувствительны к мелодике речи. Если хотите быть услышанными современными детьми – правильно интонируйте.

Естественно, эти дети обладают индивидуальными особенностями, ведь генетику, воспитание и возрастные особенности развития никто не отменял, и их обязательно следует учитывать при работе с детьми любого поколения, а не только нынешнего Z.

И ещё, если вы хотите быть со своими детьми, уважаемые родители и учителя, не ждите, пока они придут к вам, — вы рискуете просто не дождаться. Идите к ним сами! В социальные сети, на ютуб, в инстаграм, телеграмм, на образовательные платформы, чтобы задействовать детей там, а не только жаловаться на то, что они игнорируют вас здесь!

Ещё интересные материалы:

Ребенок нового поколения. Особенности ухода

Ни для кого не секрет, что каждое новое поколение отличается от старого. И это поколение не исключение. Хотя может все-таки исключение? В плане того, что отличие стало более ярким и выраженным.

Как часто наши бабушки обращают внимание, что наши дети, их внуки, совсем другие, не такие как мы были в их возрасте, и даже более того, родители, имеющие взрослых детей, удивляются тому, как младшенькие отличаются от старших.

Жизнь идет, все меняется, ускоряется темп жизни, нарастает информационное пространство. И дети, приходящие в наш мир совсем другие не такие как мы. Это очень важно осознавать, так как к ним необходим другой подход в уходе и воспитании. Обратите внимание, ребенок нового поколения рождается с уже осознанным взглядом. Это замечают очень многие родители.

Когда родился мой сын и впервые посмотрел на меня, я поняла – ЭТО ОН ПРИШЕЛ УЧИТЬ МЕНЯ, а не я его. Это невероятный взгляд маленького философа, смотрящего в самую душу. И я поняла: о мире, мироустройстве, его первоначальных законах он знает больше меня, только пока рассказать не может. И передо мной стал вопрос, как же растить этого маленького мудреца? Как с ним общаться, чтоб своим уходом воспитание и установками не исказить то, что ОН принес нам, чему хочет научить. Думаю, многим современным мамам знакома эта тема и эти вопросы.

В первую очередь, очень важным является правильных уход за таким малышом с первых минут его жизни. Эти дети невероятно эмоционально чувствительны, поэтому для них сверх важно быть с мамой и папой. Это включает в себя и совместные роды, и выкладывание на живот маме сразу после родов, и совместное пребывание в палате роддома, и совместный сон, и грудное вскармливание, и ношение ребенка на руках (в слинге). Все это помогает ребенку чувствовать себя защищенным, любимым, желанным, нужным.

За счет своей чувствительности к эмоциональному состоянию близких, такие малыши чутко реагируют на эмоции мамы. Если мама спокойная и счастливая, то и ребенок будет расти спокойным, если у мамы присутствует повышенная тревожность, мама находиться в депрессивном состоянии, то малыша могут мучить колики, он может быть плаксивым и неспокойным. Даже болеют эти детки чаще всего не от вирусов ОРЗ и гриппа, а от того, что берут на себя боль родителей или с помощью болезни пытаются привлечь внимание родителей (которое им крайне необходимо) к себе. Они чутко реагируют на грубость, даже если она направлена не в их сторону – реагируют на нее чаще криком и плачем, реже погружением в себя, уходом от реальности. Для этих деток очень важно чтобы родители были спокойными и гармоничными.

Эти дети имеют свой индивидуальный ритм жизни и очень чутко реагируют на несоответствие режима, который часто пытаются навязать родители, своему собственному ритму. Поэтому очень важно прислушиваться к потребностям малыша, ведь через его тело с нами говорит сама природа. И наверняка ей лучше знать, когда малышу нужно кушать, когда спать. Потребности ребенка меняются день ото дня, сегодня ему нужно спать 3 раза в день, а завтра уже достаточно и 2-х раз. Иногда для отдыха ему необходимо 2-3 часа, а иногда и 15-ти минутный сон восстанавливает силы нашего малыша. Эти дети очень часто спят меньше положенных норм, раньше переходят на одноразовый дневной сон, а потом и вовсе отказываются спать днем (часто в возрасте около 2-х лет). Наша задача наблюдать и помогать, а не диктовать свои условия и ритм жизни. Наблюдая, Вы очень скоро увидите, что режим у ребенка все-таки есть, только это его собственный режим, основанный на его потребностях, а не навязанный извне.

Дети нового поколения имеют ярко выраженные особенности пищевого поведения, они сами выбирают, когда и какую пищу им принимать. Это особенно сложно принять родителям, с нашими установками, относительно полезности и питательности продуктов. Немножко легче сторонникам педагогического прикорма, когда ребенок сам знакомиться с едой из маминой тарелки. Если придерживаться принципов уважения к потребностям ребенка и предлагать разную еду, но не настраивать на чем-то, эти дети очень часто предпочитают вегетарианскую пищу. И при этом, самое интересное, что когда у них вырастают зубы, можно заметить, что у них менее выраженные клыки, что говорит о не готовности кушать мясную пищу. Также меня удивляло, что кушает мой малыш какими-то наплывами, то очень много, то на протяжении нескольких дней ест очень-очень. Анализируя и ища этому объяснение, я таки нашла ответ на этот вопрос. Оказалось, что дети нового поколения очень чутко реагируют на фазы луны. На растущую кушают больше, на убывающую – меньше.

Задача современных родителей максимально прислушиваться к ребенку, дать ему возможность самому выбрать наиболее оптимальные продукты. При этом важно самим не испортить пищевые пристрастия малыша в еде, употребляя в пищу много сладкого, содержащего искусственные ароматические и вкусовые добавки, которые повышаю аппетит и провоцируют непомерное потребление этих продуктов в дальнейшем. Также советую проработать свои установки по поводу полезности мяса и страха по отношению к употреблению исключительно растительной пищи. Ведь если существуют вегетарианцы и они вполне здоровы (как правило, даже здоровее мясоедов), то, значит, на такойй пище вполне возможно хорошо жить. И если Ваш ребенок делает выбор в пользу такого питания, то значит ему так лучше.

Дети нового поколения пришли к нам, чтобы научить нас чему-то. Так давай те же учиться у них, а не переучивать их жить по-нашему. Ведь жизнь идет, все развивается, есть определенные законы эволюции, так давайте примем это и постараемся не нарушить их. Детей нужно принимать такими, какие они есть, с их потребностями и желаниями. Не нужно пытаться подогнать вашего ребенка под какие-то среднестатистические рамки, написанные, как правило, для детей еще нашего поколения, а то и поколения еще наших мам.

Главное в уходе за детками нового поколения, прислушиваться к сигналам, которые они нам подают, уважать их потребности и учиться вместе с ними. И вместе уверенно следовать в светлое будуще!

Юлия Пискунова,
перинатальный консультант Центра „Маленькое счастье”

Ссылка на основную публикацию