Умеем ли мы общаться?

МБОУ Голицынская СОШ №1

Умеем ли мы общаться?

Цель: Показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.

· охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;

· способствовать развитию компетентности школьников в сфере общения как проявления их активности;

· на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность,толерантность,и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

Тема нашей встречи сегодня по вашему выбору –это общение людей.

Умеем ли мы общаться? Кому-то покажется странным вопрос. Что уж тут уметь. Это же не физика,и не математика,где нужно запомнить массу формул,и не русский язык,где никак невозможно запомнить когда не с прилагательными пишется раздельно,а когда слитно.

Мы общаемся каждый день с разными людьми. Со своими близкими, друзьями и знакомыми, с коллегами по работе. Делая это изо дня в день. Конечно, мы умеем.Ребята,а вы никогда не задумывались над тем,получаем ли мы при этом удовольствие? Получают ли от этого удовольствие наши собеседники?
А вот этот вопрос уже немного тяжелее предыдущего. Кто себе не врет, понимает, что общение редко приносит ему удовольствие. Скорее оно незаметно перетекает изо дня в день.

Но, мы точно знаем и помним, когда общение с кем-то было для нас неприятным.Если у нас от разговора с кем-то остаются неприятные ощущения,или нас чем-то обидели,мы это надолго запоминаем и особо зловредные товарищи еще не раз об этом припомнят. Вижу улыбающиеся лица,как говорит юморист Задорнов «узнали себя».

У вас сразу возникают масса вопросов:а почему он мне так ответил?Разве он не понимал,что меня это может обидеть?

Ребята, о чем это говорит? Отчего это присходит?Почему мы задумываемся над этим только тогда когда у нас от общения остаются неприятные ощущения,а в остальное время воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся?От чего это засисит?Прежде чем,вы ответите мне на этот вопрос представлю вашему вниманию начало высказывания греческого философа Плутарха,концовку,которого вы должны будете домыслить сами:

· «Говорят,что природа для того каждому дала два уха и один язык,чтобы …

А вот и ответ на наш вопрос-а зависит это от нашего умения или неумения слушать и понимать. В чем всегда нуждаются люди?Прежде всего в поддержке и в признании.Поэтому важно уметь слушать внимательно,не перебивая.Разговор следует вести в круге интересов собеседника,предоставляя ему возможности высказаться,побуждая его к этому вопросами.

Ощущение пустоты в общении с другим человеком возникает в двух случаях. Когда мы не интересующиеся и когда собеседник нам не интересен. Эти вещи не одно и тоже, хотя они взаимно проникают и зависят друг от друга.

Кто-то скажет в упрек, а почему мы должны кем-то интересоваться? Почему не нами?
К сожалению, люди празднуют дни рождения каждый год, но взрослеют каждый по-своему.
Пока молод, кажется, что так будет всегда. Новые друзья увлечения, партнеры, энергия. Нет. Все это будет меняться. Но, не в сторону увеличения, а в сторону уменьшения. А это может привести к самому большому страху людей-к страху одиночества.У австрийского писателя Стефана Цвейга естьтакое хорошее произведение.Называется-«Письмо незнакомки»,где главная героиня отказывается от всех благ жизни ради общения с одним человеком.который,когда-то проявил к ней понимание.

Потеря этого человека,я имею в виду,как собеседника для нее было самой большой трагедией.Впоследствии она пишет ему: «А ведь нет ничего более ужасного,чем одиночество среди людей».То есть среди той огромной массы людей,которые ее окружали каждый день,она так и не встретила больше понимающего и умеющего слушать человека.Ребята,а теперь мне бы хотелось узнать,а способны ли вы понять человека,но не посредством слов,а посредством мимик,жестов.Ведь понимание достигается не только вербальным путем,т.е.словесным.Иногда нам достаточно просто взглянуть на человека,чтоб понять в каком настроении он пребывает.Очень часто приходится слышать: «Что такая хмурая?Что без настроения?

Для этого предлагаю вам такое задание:представьте,что вы находитесь внутри школы,а ваш друг снаружи.И так как окна плотно закрыты,он не может вас услышать.Доведите до вашего товарища при помощи жестов и мимики что вы хотите ему сказать:

1. Ты опаздываешь на урок.Поторапливайся!Скоро звонок!

2. Где твоя сменная обувь?Ты забыл мешок со сменной обувью.

3. У Натальи Владимировны к тебе серьезный разговор!
Ну,что я могу сказать.Вы молодцы,ребята!Эсперимент прошел удачно.Могу сделать только один вывод и,к счастью,радующий,положительный,что нашему молодому поколению не чужды понятия «умение слушать и понимать».

Итак,что мы с вами выяснили для себя:что понимание и умение слушать играют огромную роль в общении.

Ребята,а знаете,что еще является неотъемлемой частью хорошего,здорового человеческого общения.Это-установка.Какую установку себе даст человек перед разговором или встречей,на такой волне и будет проходить беседа,разговор.Конечно,сознательно вы не даете себе ту или иную установку-это происходит бессознательно.То есть вы об этом не думаете.Это происходит самопроизвольно.Представьте себе ситуацию:к вам навстречу идет,даже не идет,а летит на крыльях счастья ваша подруга,которая,судя по ее счастливому виду,хочет поделиться с вами какой-то очень хорошей новостью.А у вас по мере ее приближения к вам возникает мысль: «Боже,где она откопала эту жуткую кофточку?!»И все! Вот вы и задали себе установку!После этой мысли ,вы уже не в состоянии разделить в полной мере радость вашей подруги.

А вот еще один пример из гоголевского «Ревизора»:

“Г о р о д н и ч и й. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
“Х л е с т а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть — в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете. Да вот я. Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я.
Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие. не сделайте несчастным человека.
Х л е с т а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно. Нет, благодарю покорно, не хочу.”
В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встречи свои установки, т.е. свои собственные содержательные представления о том что м о ж е т п р о и з о й т и, что — по мнению персонажей — д о л ж н о п р о и з о й т и. Ведь городничий ждал приезда ревизора, поверил Бобчинскому и Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он, городничий, разговаривает с ревизором, которого надо смягчить, привлечь на свою сторону, “подмазать” и тем самым избежать краха карьеры. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, что его поэтому ожидают неприятности, причем не исключен и арест, так как расплатиться с долгами он не сможет. Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора, а Хлестаков — в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не замечают признаков другой реальности, истолковывают реплики друг друга исключительно на фоне собственных установок.

Не всегда возможно, чтобы у нас каждый день был удачным. Но, всегда возможно, чтобы мы могли стать чуточку лучше и совершеннее, чем вчера. И почему бы нам не стать лучше в таком важном деле, как общение с окружающими нас любимыми, друзьями и просто людьми?!

Самоанализ Анализ своего классного часа хочу начать с того,что выбор данной темы для меня был не случаен.Общаясь с человеком по протяжении многих лет,я вдруг начала понимать,что умением слушать из нас двоих обладала одна я.В школьные годы,в силу возраста или просто детской беспечности я этого не понимала.Но годы шли ,а подруга моя не хотела меняться ролями.Это послужило причиной конфликтов между нами,а впоследствии и концом многолетней дружбы.

Цель данного мероприятия была следующей: показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.

· охарактеризовать общение как своеобразную деятельность,а не принимать как должное

· на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность,толерантность,и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.

Классный час соответствовал уровню подготовки и возрастным особенностям ребят.

Он был проведён в форме беседы,т.к.беседа является одним из методов формирования сознания личности. Это позволило включить каждого из ребят в различные виды деятельности: обсуждение поставленной проблемы, анализ ситуации, ребята могли высказывать свои мысли и отстоять точку зрения, выслушать и понять иное мнение.

Как главные определяющие качества беседы были названы умение слушать и понимать. Простым, но действенным методом повышения эффективности слушания является нерефлексивное общение. Состоит оно по существу в умении внимательно молчать. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Нужно лишь простейшие нейтральные побуждающие реплики или невербальные средства – повторение последних слов говорящего, «зеркало», междометия, кивки, мимические реакции, контакт глаз. Такие приемы вдохновляют говорящего, снимают напряжение, возникающее из боязни быть не понятым. Нерефлексивное слушание больше всего подходит для напряженных ситуаций. Это дает слушателям эмоциональное облегчение.Было приведено высказывание Плутарха,концовку которого нужно было домыслить ученикам.Такого рода задание в начале нашего обсуждения позволило мне понять насколько была высока концентрация их внимания ,насколько тема их заинтересовала.

Далее идет решение ситуационных задач.Слово является той лексической единицей ,кот. позволяет выразить любые человеческие мысли,какие-нибудь чувства(например,восторг,восхищение,благодарность).Т.е.это самый простой способ общения,посредством слова.Поэтому я поставила перед ними более сложную коммуникативную задачу:довести до собеседника информацию путем жестов,мимик или каких-то эмоций,т.е.невербальным путем,и думаю они справились неплохо.

Далее оценивалась роль установки перед беседой.Здоровое общение не может состояться без правильно заданной установки.Опять же это происходит безсознательно,но играет очень важную роль.Т.к. в 6-м классе по программе еще не проходят «Ревизора»я не рискнула привести в качестве примера беседу между Хлестаковым и городничим.Если вы помните городничий,кот.ожидал приезда ревизора поверил словам Добчинского и Бобчинского и принял Хлестакова за ревизора.У него была только одна мыль,что перед ним ревизор и его надо смягчить иначе не избежать краха карьеры.А Хлестаков,в свою очередь,не сомневался в намерениях городничего арестовать его,т.к.он задолжал немаленькую сумму в гостинице. При этом они оба не замечают признаков другой реальности, истолковывают реплики друг друга исключительно на фоне собственных установок.

Главное, чего я хотела добиться на классном часе – учить детей общаться. Я думаю, что это получилось.Цель была достигнута,задачи решены.И,надеюсь,наше общение с ними было далеко от общения городничего с Хлестаковым.

Классный час на тему “Умеем ли мы общаться?”

Цель: Знакомство с видами общения между людьми. Формирование общения подростков среди сверстников и с взрослыми людьми.

Задача: Научить учащихся управлять своими эмоциями. Чувствовать настроение окружающих людей, видеть их эмоциональное состояние.

Ход классного часа

Организационный момент

Учитель показывает видеофрагмент фильма “Служебный роман”.

Учитель: В нашем городе много жителей, много приезжих ,череcчур много машин. Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают. В этой жизненной суматохе мы испытываем определенное эмоциональное состояние. Встретившись взглядом, подарив улыбку случайному прохожему, мимоходом роняем какую-то фразу, оставляем в душах людей впечатления о себе.

Общаться мы учимся с раннего детства. И сегодня мы поговорим о том, каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек.

Общение бывает вербальное и не вербальное.

Вербальное: голос и интонация голоса.

Как известно, интонация голоса играет огромную роль в общении. Даже короткое слово “ДА” можно сказать с множеством интонаций. В зависимости от интонации слово будет приобретать новый смысл:

– вопросительный “ДА?”
– утвердительный “ДА.”
– возмутительной “ДА!?”
– безразличной “ДА….”

Каждый раз, когда я произносила слово “ДА” мое лицо изменялось вместе с интонацией голоса.

– Ребята, как вы думаете, можно ли в разговоре обойтись без мимики?

– Ребята, как вы думаете, можно ли говорить без слов?

– ДА, еще как можно. Такой вид общения называется не вербальным.

Не вербальное общение: позы, жесты, мимика.

Они так же имеют эмоциональную окраску.

– Как вы думаете – какую?

– вопросительную
– утвердительную
– возмутительную
– безразличную.

Это была разминка, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Угадай эмоцию”.

Ход игры

7 игроков выходят из класса. Учащиеся в это время загадывают эмоцию и выбирают одного человека, кто сможет показать ее. Вошедший игрок считывает эмоцию на не вербальном уровне.

Если эмоция считана, верно, записываем ее на доске. (Если игрок затрудняется ему нужно помочь интонацией голоса, произнося слово “ДА”.)

Когда все эмоции считаны и записаны на доске, учитель обращает внимание на то, каких эмоций оказалось больше – положительных или отрицательных?

– Все эти эмоции заполняют мир окружающий нас, вмешиваются в наши взаимоотношения с людьми. Наша задача научиться управлять эмоциями. Это очень трудно, но возможно.

“Притча о гвоздях”

– Ребята, а вам приходилось сдерживать свои эмоции? Скажите, пожалуйста, как вы это делали? Я знаю один из способов сдерживать свои эмоции: нужно сделать глубокий вдох и медленно выдыхать на 10 счетов. Мне помогает.

– Самообладание помогает нам избегать рождения многих отрицательных эмоций. Но научиться управлять отрицательными эмоциями – мало . Нужно научиться вызывать положительные эмоции у себя и у людей. Попробуем?

1 вариант

Игра “Ты хороший”

Все учащиеся становятся в круг, взявшись за руки. По часовой стрелке стоящему рядом говорят: “Ты хороший потому, что…” и говорят хорошие положительные черты характера одноклассника и т.д.

2 вариант

Игра “Подари подарок”

Все учащиеся становятся участниками игры. Разбиваются на пары. (На невербальном уровне дарим подарок) – второй игрок должен определить, что это было. Убедившись, что вас поняли правильно, меняемся ролями.

– Ребята, какие эмоции вы испытали получив подарок?

– Нарисуйте эту эмоцию. А пока вы рисуете, я включу вам музыку. Потому что она то же создает определенный эмоциональный настрой.

( После того как рисунки готовы, двое детей собирают и наклеивают их на ватман.)

– Скажите, пожалуйста, у кого из вас в ходе нашего урока изменилось настроение?

Читайте также:  Свадьба и пейнтбол: яркие эмоции!

– Что повлияло на твое настроение?

– Посмотрите как интересно: в общении рождаются эмоции, которые в свою очередь влияют на наше общение. Как говорится : круг замкнулся.

– Как вы думаете, что еще кроме эмоций играет роль в общении людей?

Ответ ребят: умение слушать и слышать собеседника ,самообладание. Внешний вид, запахи, умение двигаться, манера говорить.

– Верно, но об этом и многом другом мы поговорим в следующий раз. А пока хочется думать, что все о чем мы говорили сегодня вам очень пригодится в жизни, научит вас нести в мир больше положительных эмоций, чтобы мир стал прекрасным и удивительным.

Классный час «Умеем ли мы общаться?»
классный час (7 класс) по теме

Познакомить учащихся с понятием “общения”, его видами и правилами общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
КЛАССНЫЙ ЧАС «УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?»306.87 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «общение», его видами и некоторыми правилами; показать важность и значимость общения в жизни людей.

Доброе утро! Я рада нашей встрече. Как у вас дела? Надеюсь, что то время, которое нам дано для решения наших вопросов, будет проведено с пользой. Сегодня наше занятие мне хотелось бы начать с упражнения на релаксацию. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу. Сомкните ладошки и закройте глаза, прислушайтесь к своему организму.

(Через 20 секунд)

Откройте глаза, разомкните руки.

Что вы почувствовали?

(Ответы детей –тепло.)

Прикасаясь, друг к дружке, вы чувствовали тепло товарища. Я хочу, чтобы это тепло сохранилось в течение всего нашего занятия.

Поприветствуйте друг друга. Поздоровайтесь только с помощью рук, при этом не говоря ни слова.

(Дети приветствуют друг друга.)

Улучшилось ли ваше настроение?

Спасибо, вы отлично все сделали и без слов. Давайте займем свои места.

А теперь скажите: как одним словом можно назвать то, что мы сейчас с вами делали? (Общались, приветствовали друг друга.)

Приветствие – это прежде всего общение.

Что же такое общение?

(Ответы детей: общение – это передача информации, диалог. Общение – это ежедневный атрибут нашей жизни. Общение – это . )

Всякий ли процесс передачи информации -это общение? А как же насчёт эмоциональной составляющей?

Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами.

Прежде чем продолжить наше занятие предлагаю вам посмотреть видеосюжет.

Ребята, как вы думаете, о чем этот ролик? Какую проблему поднимают авторы сюжета?

( Подростки не умеют общаться друг с другом вживую, испытывают неловкость, скованность при непосредственном общении.)

Действительно такая проблема существует, насколько актуальна она сегодня для вас?

А существует эта проблема в вашем классе? Насколько вы внимательные, вежливые собеседники, с которыми хочется общаться?

На самом деле, как выяснилось, данная проблема весьма актуальна для вашего класса. Накануне мы провели анкетирование и вот его результаты.

(Результаты анкетирования № 1, 2-комментарий)

Таким образом, мы видим, что существуют проблемы в общении, что и станет предметом нашего сегодняшнего разговора.

Попытайтесь сформулировать тему нашего занятия.

Давайте сформулируем её таким образом.

(СЛАЙД «Умеем ли мы общаться?»)

Какую мы поставим цель перед собой?

(Ответ ребят –выяснить причины, вследствие которых возникают сложности в общении людей и наметить пути их устранения.)

Как вы считаете, какие обстоятельства мешают общению людей? Почему при вообщем – то хороших взаимоотношениях люди часто испытывают дискомфорт?

Почему общение не складывается?

В нашей школе мы провели опрос среди подростков, в ходе которого были выявлены самые популярные ответы на вопрос о причинах, мешающих людям общаться между собой, проведённое анкетирование в вашем классном коллективе подтвердило выявленные результаты, таким образом, Что же мешает подросткам общаться?:

1. Отсутствие приятных собеседников.

2. Неумение слушать (слышать) собеседника.

3.Неумение контролировать свои эмоции и жесты.

4. Неправильное поведение подростков в конфликтных ситуациях.

Конечно же, мы не решим заявленную проблему за одно занятие, но задумаемся над ней и наметим пути её преодоления.

В качестве одной из причин, мешающей эффективному общению ребят, они называют ОТСУТСТВИЕ ПРИЯТНЫХ СОБЕСЕДНИКОВ. Так давайте попытаемся выяснить, какими качествами должен обладать человек, чтобы он был интересен и удобен для общения и наоборот. Нам нужно разбиться на две группы, предлагаю для этого использовать игру «Броуновское движение». Вы с ней знакомы?

(Все участники свободно передвигаются. Ведущий дает сигнал: “Соберитесь в группы по 2 человека”, а теперь “Соберитесь в группы по 3 человека”, “Соберитесь в две группы”. Участникам необходимо быстро организовать такие группы.)

На столах лежат листочки дерева, на которых указаны положительные и отрицательные качества человека. Ваше задание – разместить листочки на деревьях: отрицательные – на одном, на другом – положительные. Деревья потом необходимо закрепить на доске.

(Ребята выполняют задание.)

Так какими качествами должен обладать человек, чтобы он был интересен для общения (Дети зачитывают качества на деревьях: одна группа –положительные, другая-отрицательные).

Вот вам первый урок: помните об этих качествах, будьте интересными собеседниками.

Напомню, что без УМЕНИЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ своего собеседника также не получится общения.

Так как процесс общения – это не только передача, но и приём информации, то он невозможен без умения выслушать собеседника. Однако людям интереснее говорить, чем слушать. Но тот, кто умеет слушать, и слывет лучшим собеседником.

В следующем упражнении мы узнаем, умеете ли вы слушать. Все вы помните детскую игру “Испорченный телефон”, давайте сыграем в неё. Мне нужны 3 добровольца. Ваша задача быть очень внимательными и хорошо меня слушать.

(Одному из игроков сообщается информация, его задача – запомнить ее и пересказать тому, кто находится за дверью и т.д.)

Чтобы лететь в космос, надо много знать: как работает ракета и все приборы, установленные на ней. Надо изучить звездное небо, чтобы знать, где какая звезда находится, а еще, очень много, физически тренироваться.

(Переданную последнему игроку фразу сравнивают с первоначальной.)

При передаче информация искажается. Мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать – это не одно и тоже. Умение слушать – дело не столь простое, как может показаться на первый взгляд!

А хотите ли вы узнать, хорошие ли вы слушатели? Предлагаю вам ответить искренне на вопросы анкеты.

Тест Умеем ли мы правильно слушать

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:
1- никогда так не поступаю;
2- редко поступаю;
3- почти всегда;
4- всегда.

1. Даю возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
2.Пытаюсь активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
3.Записывая сообщение, концентрируюсь на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
4.Повторяю говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
5.Удерживаюсь от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
6.Избегаю проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
7.Выражаю подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.
26 и более баллов – вы идеальный слушатель
21-25 баллов – слушатель выше среднего уровня
16-20 баллов – нуждаетесь в дополнительном обучении в умении слушать
15 и менее баллов – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде

Есть ли среди вас идеальные слушатели?

Как видите, проблема действительно есть. Но всё поправимо. Американский психолог, профессор И. Атватер разработал рекомендации по развитию эффективного слушания. Использование перечисленных приемов и советов поможет вам улучшить свою способность слушать любых людей.

Они на слайде и в ваших памятках, воспользуйтесь ими.

Приемы умения слушать.

  • Старайтесь сдерживать себя в попытке прерывать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться.
  • Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно для того, чтобы подчеркнуть заинтересованность.
  • Если собеседник уже высказался, то повторите главные пункты его монолога своими словами.
  • Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения.
  • Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах партнера.
  • Ищите истинный смысл слов собеседника. Помните, что не всю информацию удается “уложить ” в слова.
  • Следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частные факты.

Ребята, а что является главным средством общения в человеческом обществе?

(Ответы детей- язык и речь.)

Главным средством общения в человеческом обществе является наш язык и наша речь.

Подумайте и ответьте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?

(Ответы детей- чтобы человек больше слушал и видел, чем говорил).

Ребята, как вы думаете, можно ли общаться без слов?

Совершенно верно общаться можно с помощью жестов, взгляда, мимики лица, походки, позы тела. Такое общение называют невербальным . Существуют два вида общения: вербальное (речевое) и невербальное (без слов).

Чтобы узнать какое общение важнее, вербальное или невербальное проведем эксперимент.

(Вызываются четверо участников.)

Эксперимент (творческое задание)

1 задание – выразить свои эмоции:

2 задание – сообщить данные сведения:

  • алгебры сегодня не будет
  • мы поедем к бабушке послезавтра

Кому было сложнее? Почему?

Вывод: вербальное общение лучше всего подходит для передачи информации, а для передачи эмоций невербальное.

Можно ли обидеть человека средствами невербального общения?

Всегда ли мы контролируем свои жесты, мимику?

Ни один человек не может обойтись без жестикуляции во время разговора. Ученые считают, что в процессе общения только 7 % информации передается вербально, около 38 % информации мы получаем с помощью интонации, остальные 55 % через выражение лица, позы, жесты и взгляды.

Но для нас также важно, чтобы наши жесты и мимика не расходились с тем, что мы сообщаем другим людям без помощи слов. Следите за своими жестами и взглядом, они иногда вас могут подвести.

Мы движемся дальше. Если мы не поняли того, что хотел сказать собеседник, не выслушали его до конца и перебили, не так на него посмотрели, что может возникнуть в результате нашей невнимательности к собеседнику?

Конфликты – это одна из составляющих нашей жизни, и от них никуда не деться. Кто-то из нас попадает в такие ситуации раз в неделю, а кто-то умудряется конфликтовать по нескольку раз в день, причем абсолютно с разными людьми и в разных местах. Тут стоит задуматься о собственном поведении в конфликтах. И при общении иногда возникают такие ситуации, из которых трудно порой найти выход, но нужно, чтобы намечающийся конфликт был локализован.

Следующее упражнение «Кто прав?» поможет нам находить выход из спорных ситуаций без конфликта.

(Дети разыгрывают ситуации)

1уч-ся: «Вчера ты шел мне навстречу и не поздоровался. Это не вежливо!»

2 уч-ся: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась!»

(Обсуждение и ответы ребят.)

Вывод учителя: Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.

1 уч-ся: «А знаешь, мне вчера такую игру прикольную купили, я в неё играл-играл. А папа сказал, что если я…»

(Первый учащийся перебивает второго)

1 уч-ся: «Нет, ты меня послушай. Если я захочу, мне папа привезёт…»

2 уч-ся: «А у меня…»

1 уч-ся: «Что ты меня постоянно перебиваешь, тебе вообще обо мне неинтересно ничего узнать?!»

(Недовольные друг другом расходятся)

У: Почему возникла такая конфликтная ситуация?

(Обсуждение и ответы ребят)

Вывод учителя: Общаясь, умейте выслушать собеседника, если же вы чем-то недовольны, тактично скажите ему об этом, а не обрывайте в запале разговор.

Кстати, мы провели анкетирование, чтобы узнать, насколько вы конфликтный человек. Вам интересно узнать результаты.

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, необходимые знаний вы получили в ходе сегодняшнего занятия.

В нашей жизни много различных правил, есть и Правила общения, их уже придумали, не надо изобретать велосипед. Сейчас я вам предлагаю из правил, находящихся на вашем столе найти их, выбрать те, которые помогут вам наладить отношения с окружающими вас людьми. Постарайтесь запомнить свое правило.

(Ребята выполняют задание, по одному говорят их.)

Слушать больше, чем говорить.

Думать, прежде чем сказать.

Не высмеивать собеседника.

Не перебивать, давая возможность высказаться.

Придерживаться уверенного, но дружелюбного тона.

Уважать точку зрения собеседника.

Называть собеседника по имени.

Чаще улыбайся, даже если тебе невесело. Не делай злое лицо!

Принимать людей такими, какие они есть!

Уважать собеседника – не переходить на «личность».

Молодцы вы справились с задание. И солнышко вам улыбнулось.

Может быть, все эти правила вы не запомните, постарайтесь запомнить три самых главных:

  • Всегда улыбайтесь.
  • Чётко изъясняйтесь.
  • Будьте вежливы.

Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. А теперь мне хотелось бы услышать:

  • Что понравилось?
  • Что нового вы узнали, поняли?
  • Что из того, о чём вы сегодня узнали, вам пригодится в жизни?

Учиться общаться с людьми очень важно, без этого вам не обойтись, ведь общение -ежедневный атрибут нашей жизни.

Я надеюсь, что вы будете помнить о тех правилах, о которых мы говорили сегодня, в этом вам поможет составленная мною Памятка. Вместе с Памяткой я дарю вам вот эти сердечки. Пусть ваши сердца всегда будут открыты для бесконфликтного общения с окружающими. Я надеюсь, что вы будете приятными собеседниками, такими, какие описаны в следующем стихотворении.

Люблю я людей откровенных, открытых,

И с чистою, светлой душою всегда.

И нет у людей таких помыслов скрытых,

Они не обидят тебя никогда.

С ними приятно и в радость общаться,

С ними спокойно, и с ними легко.

Не надо доказывать и объясняться,

что в сердце твоём постоянно тепло.

Наше занятие окончено, надеюсь, оно было для вас интересным, а вот насколько полезным, я попрошу вас высказаться с помощью цветочков соответствующего цвета:

  • Зелёный-разговор был интересен и полезен.
  • Жёлтый -обязательно следует продолжить разговор на эту тему.
  • Красный-разговор был непродуктивным и неинтересным.

Посмотрите, какой замечательный букет у нас получился. А это значит, что у вас настроение было отличным, а наше занятие полезным.

Я вам говорю большое спасибо. До свидания.

(Звучит песня в исполнении Б. Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный класный час расчитан на 5-7 классы. Построен на учебном диалоге и тренинговых ситуациях.

Психологический классный час о правилах человеческого общения.

Цель классного часа: поразмышлять с учащимися о важнейшей нравственной ценности – умении прощать, о сложности нравственного выбора; подготовить учащихся к ситуациям, когда нужно простить человек.

Как правильно поступить? Как правильно повести себя с обидой на унижавшего вас? Как првиль сделать если человек обидевший вас сам попал в беду.

Главная цель занятия – развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, трансп.

В материалах классного часа говорится о том, что уметь прощать и просить прощение – это важная черта характера человека, а также о том, что необходимо анализировать свои поступки и поступки тех.

Психологический тренинг для воспитателей «Умеем ли мы общаться?»

Юлия Возмилова
Психологический тренинг для воспитателей «Умеем ли мы общаться?»

Цель: Осознание воспитателями своей индивидуальности. Помощь воспитателям в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения воспитателей к себе. Развитие коммуникативных способностей.

анализировать свое поведение в разных ситуациях.

научиться эффективным способам общения,а именно: – устанавливать контакт с другими людьми;

умение эффективно предавать информацию;

Оборудование: мультимедийная установка, магнитная доска, маркер, ручки, карточки с заданиями, воздушные шарики, мишени.

Ход занятия:

Добрый день, дорогие воспитатели! Как всем вам известно, наша работа требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения. И эффективность такого взаимодействия будет зависеть от личностных качеств воспитателя, его умения найти подход, гибко реагировать на ситуации в общении.

Сегодня мы с вами в игровой форме рассмотрим различные ситуации и различные формы взаимодействия в этих ситуациях. Вы будете выполнять задания. Посмотрим, кто проявит максимум гибкости и чувства юмора. Надеюсь, вы получите массу удовольствия от выполнения заданий!

Ведущий: «А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, и то, c какой игрушкой он себя ассоциирует», говоря так «Меня зовут …. И я похожа …»

Задание 2. «Никто из вас не знает, что я.»

Ведущий:Каждый из участников по очереди заканчивает фразу: «Никто из вас не знает, что я.» Сообщение должно содержать в себе информацию, которую действительно никто в группе не знает,например: «…что я в 16 лет получила автомобильные права!»

– Какие сообщения были для вас наибольшим сюрпризом

– Трудно ли было сказать то, что, возможно, вы тщательно скрывали?

Игра-активатор “Друг к дружке”.

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом.А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

– Правая рука к правой руке

– Левая рука к левой руке!

– Ладошка к ладошке!

– Большой палец руки к большому пальцу руки!

– Колено к колену!

– Мизинец к мизинцу!

– Затылок к затылку!

После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

Работа с образами. «Общение – это…». Выяснение смыслового понимание слова участниками группы. Варианты фиксируются ведущим на доске.

Ведущий: Так как наша встреча сегодня посвящена теме общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал. Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник.Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился».Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим, и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Давайте поговорим о пессимистах и оптимистах. Оптимисты всегда жизнерадостны, у них как будто нет проблем, к ним тянутся люди. Это очень важное умение видеть во всем не только минусы, но и суметь разглядеть плюсы. Для воспитателя это умение также очень важно. Даже в самых запущенных случаях найти положительное и дать надежду, тем, кто уже отчаялся.

Ведущий: Вообразите, что вас с собеседником разделяет окно с таким толстым стеклом, что даже кричать бесполезно. Поэтому Вам нужно без слов и любых других звуков передать содержание своей информации. Чем выразительнее и полнее передается эмоциональная реакция, тем легче другому расшифровать ее содержание.

Варианты карточек: «Я выхожу замуж!», «Моя кошка родила троих милых котят», «Когда же ты пригласишь меня в гости?», «Твоя собака укусила меня за ногу», «Я выиграла в лотерею!».

Задание 6. «Кто быстрее?»

Группа выполняет задания быстро и четко.

Ведущий: Постройте, используя всех игроков команды.

квадрат; треугольник; круг; ромб; угол; букву; птичий косяк.

Задание 7. «Шарики в воздухе»

Ведущий: Участники объединяются в команды по 3-4 человека и встают в круги, взявшись за руки. Каждая команда получает по несколько надутых шариков. Нужно удержать их в воздухе в течение 5 минут, не расцепляя рук. При этом нельзя просто положить их на что-либо или зажать между телами, они должны все время именно летать в воздухе. Упавшие шары поднимать нельзя. Побеждает команда, которая сумеет удержать больше шаров.

Задание 8. «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

Ведущий: «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (“вручить”) молча (невербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча». Когда все получат подарки (круг замкнется, ведущий обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, ведущий обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки передачи и приема информации в процессе общения.

Таким образом, значимость коммуникативно-речевых умений воспитателя в работе с родителями и детьми сложно переоценить.Они включают в себя: умение конструировать предстоящее общение; умение сотрудничать, вступать в деловой контакт; умение управлять инициативой в общении; умение всегда владеть собой в любой ситуации; умение всегда управлять своими эмоциями, умение быть деликатным в общении с людьми, умение владеть своим настроением, умение правильно воспринимать и учитывать критику, умение быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией; и др. В этом мы сегодня еще раз убедились на нашем практикуме. И в заключении предлагаю Вашему вниманию посмотреть видеоролик.

Обратная связь «Мишень»

А сейчас я попрошу Вас, поставьте метки на мишени на той цифре, на сколько, оцениваете наше занятие. Оцените содержательность, доступность, полезность, убедительность педагога – психолога.

Содержательность тренинга Доступность материала

Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. Г. Б. Монина, Е. К. Лютова- Робертс. 2007.

Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М. А. Аралова. 2005.

Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. Т. Б. Веселова. 2012.

Психологический тренинг для педагогов «Сплочение коллектива» Автор:Светлакова Клара Рауфовна, педагог – психолог, МБДОУ «Сказка».с. Красная Горка. Психологический тренинг для педагогов Тренинг направлен.

Психологический тренинг для педагогов ДОО «Оранжевое настроение» Продолжительность тренинга: 1 – 1.20 час Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи: 1. Знакомство.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ по формированию коммуникативной компетентности Психологический тренинг для педагогов ДОУ Цель: формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического.

Психологический тренинг для педагогов: «Развитие творческих способностей воспитателей» Цель: – определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; – развитие креативных и коммуникативных способностей участников.

Психологический тренинг для педагогов: «Развитие творческих способностей воспитателей» Цель: – определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; – развитие креативных и коммуникативных способностей участников.

Психологический тренинг для родителей Цель: способствовать развитию гармоничных отношений родителей (законных представителей) и детей. Оборудование: листы А 4, ручки, плакат.

Психологический тренинг для родителей «Я с тобой, малыш!» Психологический тренинг для родителей: «Я с тобой, малыш!» Цель: актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи:.

УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?

Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в современном мире, люди практически разучились общаться. Наблюдается невнимание к другому, игнорирование чужого мнения, амбициозность, негативизм, утрата эмоциональной составляющей общения (эмпатии, сочувствия).

Такой стиль общения взрослых перенимают и дети. В психологии есть такое выражение «семейный сценарий», то есть стиль общения взрослых дети переносят в свою среду. Практика моей работы показывает, что в учебной и внеурочной деятельности у детей отмечается некоторая конфликтность из-за посадочного места (кто сядет за 1 парту), из-за очередности ответа, выполнения задания (кто будет ведущим речевой физминутки, маленьким учителем», контролером, кто первым ответит на вопрос учителя); отсутствие доброжелательности при чужих неудачах, негативизм, отказ от деятельности, демонстративность поведения при столкновении с трудностями, нежелание сотрудничать с противоположным полом, игнорирование интересов другого ребенка.

Поэтому мною разработан цикл занятий, направленных на формирование гендерно-паритетных (равноправных) взаимоотношений мальчиков и девочек, на умение сотрудничать, договариваться, понимать и принимать чужую точку зрения.

· «Негативные черты характера»

· «Что такое поступок?»

· «Умеем ли мы сочувствовать?»

Но я считаю, что самым значимым в общении является его эмоциональная составляющая (эмпатия, сочувствие, сопереживание). Поэтому свои занятия я начинаю с игр-приветствий, направленных на сплочение, на развитие коммуникативных умений, на снятие эмоционального напряжения, на создание доверительной и доброжелательной атмосферы. Включенность в совместные эмоционально насыщенные игровые ситуации, позволяет детям раскрепоститься, приобрести навыки дружеского общения. Мною подобраны интересные игры, основанные на интересе и внимании друг к другу, «Дружеский микрофон», «Снежный ком», «Имя и качество», «Ладошки», «Комплименты», «Поиск общего», «Быстрые превращения», «Таинственный незнакомец», «Передай маску».

Непосредственно основная часть занятия – это разрешение проблемных ситуаций. В этой части решаются следующие задачи:

· актуализация собственного жизненного опыта учащихся,

· формирование новообразований в коммуникативной (умение договариваться, сотрудничать), эмоционально-волевой (сопереживание, сочувствие, отзывчивость) и личностной (настойчивость, целеустремленность) сферах,

· формирование социального опыта детей,

· развитие познавательной активности,

· развитие творческой инициативности.

Указанные задачи решаются через систему продуманных видов заданий:

· разрешение проблемной ситуации,

· чтение и обсуждение рассказа,

· совместное сочинение сказки по заданному началу, концу, середине,

· игры, направленные на проживание новых ценностных отношений.

И заключительная часть занятия – это закрепление позитивного опыта учащихся, где используются:

· приемы яркого эмоционального пятна (мультфильм, музыка, говорящая игрушка, сюрпризный момент)

· приемы, направленные на обеспечение собственного и приобретенного позитивного опыта ребенка (сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, совместные творческие задания, рефлексивные игры).

Такие занятия помогают детям прислушаться к своим и чужим переживаниям, по-новому взглянуть на своих товарищей и оказать поддержку.

Нельзя пренебречь веками сложившимися традициями, проверенными опытом многих поколений, отшлифованными корифеями науки и практики. Никогда не уйдут со сцены традиционные формы коррекционно- развивающей работы такие, как урок.

Динамичные изменения в обществе диктуют новые стратегические ориентиры в школьном образовании: вариативность, инновационность, адекватность содержательным изменениям. Одним из ведущих направлений реформирования современных образовательных систем является гуманизация образования. Современные гуманистические подходы в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются через:

· признание прав ребенка на индивидуальность,

· приоритет субъект-субъектных отношений,

· опору на образное мышление, эмоции, воображение,

· комплексный подход в образовании,

· приоритет понимания над запоминанием.

Современное логопедическое занятие, помимо узко коррекционных задач, должно быть ориентировано на развитие компетентностей ребенка. Прежде всего, педагог должен признать индивидуальные физические, психологические и социальные особенности ребенка, а затем содействовать развитию достоинств ребенка, опираясь на механизм вытеснения старых новообразований новыми. Все это стимулирует специалиста к поиску новых приемов, технологий, нового предметного содержания. Логопеду необходимо самому искать изюминки, чтобы обогатить содержание занятия и выйти на формирование компетентностей, которые помогут детям успешнее социализироваться в обществе. Время диктует необходимость расцвечивания занятия инновационными находками, поэтому я использую

· гендерный подход в коррекционно-развивающей работе.

Формирование коммуникативных, познавательных и личностных УУД у учащихся можно продемонстрировать на примере фрагмента моего занятия с подгруппой 2 класса по теме «Дифференциация А – Я».

Дети составляют из букв разрезной азбуки слово «басня» и объясняют его написание. Затем уточняем значение этого слова (это жанр литературного произведения, содержащего поучение). Я даю историческую справку о том, что наиболее известные писатели басен – это И. А. Крылов, живший в России более 200 лет назад, и Эзоп, живший в древней Греции более 2000 лет назад. Они написали множество басен, но мы сегодня поговорим о двух баснях. В басне Эзопа «Рыбак и рыбы» рассказывается о рыбаке, который хотел, чтобы рыбы плясали под его дудку. Отсюда пошло выражение «Плясать под чужую дудку». А у Крылова есть басня «Кот и повар». Повар оставил кота Ваську стеречь продукты от мышей, а кот сам съел все. Вернувшись, повар стал ругать кота, а Васька продолжал есть. В дальнейшем люди стали использовать фразу «А Васька слушает, да ест».

Далее детям предлагается подобрать к фразеологизмам подходящие значения: безоговорочно подчиняться чужой воле или не обращать внимания на замечания. Затем обсуждаются конкретные жизненные ситуации, адекватно которым дети подбирают фразеологизм.

На доске появляется слово УВАЖЕНИЕ.

– Почему я поставила слово УВАЖЕНИЕ между этими фразами? Как оно к ним относится?

Дети рассуждают и приходят к выводу, что «Плясать под чужую дудку» – это не уважать себя, а «А Васька слушает, да ест» – это не уважать другого человека. В жизни надо поступать наоборот: уважать и себя, и других.

Далее предлагается игра. Мальчики говорят, за что они уважают присутствующих девочек, а девочки – мальчиков. В результате игры дети приходят к выводу – каждого человека есть за что уважать.

– Пусть про вас никогда не скажут фразами «Пляшет под чужую дудку», «А Васька слушает, да ест».

Таким образом, получается взрослый и серьезный разговор, который способствует развитию коммуникативной, социальной и познавательной компетентностей личности ребенка через общение и ценностную ориентацию.

Традиционное логопедическое занятие комплексно решает задачи оздоровления всех компонентов речевой системы (произносительной, лексической, грамматической, семантической). Создать условия для реализации требований ФГОС в системе логопедической помощи позволяет конструкт логопедических занятий, который соответствует требованиям системно-деятельностного подхода в обучении. Каждый этап занятия содержит свои цели и выходит на результат в виде формируемых универсальных учебных действий.

В современном информационном обществе речь выступает в качестве основного средства успешной социализации. У ребенка с речевой патологией неполноценными оказываются те виды языковых способностей (речевых, эмоциональных, коммуникативных), которые как раз высоко востребованы в обществе. Качество речи обеспечивает качество жизни ребенка. В этой связи логопедическое занятие требует развитие речи ребенка в проекции на его личность. Ребенок должен выходить на уровень самопрезентации, самоподачи в общении, на умение выстраивать социальные контакты, договариваться, сотрудничать.

Конспект мероприятия: Умеем ли мы общаться?

Ведущая. Мы уже говорили с вами о типах характеров. Сегодня мы поговорим об общении. Наш жизненный опыт еще мал, и порой мы не знаем, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте прежде всего проверим, конфликтная ли вы личность (далее предлагается анкета).

В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

I. Не принимаю участия.

II. Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильно.

III. Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?

II. Только если имею для этого веские основания.

III. Критикую всегда и по любому поводу.

Часто ли вы спорите с друзьями?

I. Только в шутку и то если это люди не обидчивые.

II. Лишь по принципиальным вопросам.

III. Споры – моя стихия.

Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

I. Возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже.

II. Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону.

III. Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

I. Не буду поднимать бучу из-за пустяка.

II. Молча возьму солонку.

III. Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

I. С возмущением посмотрю на обидчика.

II. Сухо без эмоций сделаю замечание.

III. Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

II. Ограничусь коротким, но тактичным комментарием.

III. Выскажу все, что я об этом думаю.

Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

I. Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии.

II. Не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.

III. Проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщикам.

Оценки: «I» – 4 очка, «II» – 2 очка, «III» – О очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

22–32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12–20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов – умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова. (Вызывается 2 человека – мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?)

Ведущая. Умение высказать свое расположение к собеседнику – это еще не все. Молодому человеку надо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак, следующий конкурс называется «Культурная беседа». Два человека садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой фильм посмотрел мой собеседник последний раз и какое мнение у него сложилось об этом фильме. Вы формулируете перед ребятами задачу: просите построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи, которые поставлены вами перед собою. Время диалога – 4 мин.)

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет». Играют два человека.

– Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)

– Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?. Не могли бы вы мне?. Скажите, пожалуйста… Разрешите попросить вас… Не могли бы вы?. Будьте добры!)

– Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас… Познакомьтесь… Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)

– Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу не принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)

– Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь… Нет повода для беспокойства… Нет ничего плохого в том, что… Все будет хорошо… Успокойтесь…)

– Слова благодарности. (Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность.)

– Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

– При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

– Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)

– Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?

– Тебя обозвали. Твоя реакция?

1. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).

2. Отблагодарю тем же (обзову).

3. Пожалуюсь старшим.

Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьемся на три группы и посовещаемся. (В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.)

Положительные: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимность, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, простосердечие, скромность, справедливость, корректность, целомудрие, неподкупность, любовь к Родине.

Отрицательные: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, занудство, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.

Ведущая. А теперь я предлагаю всем самое серьезное задание. Суть его такова. В течение 5 мин 3 группы (по рядам в классе) напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспоминает заповеди из Библии, а кто-то – советы психологов…

(Законы, о которых у нас речь, можно обобщить и записать, например, так. Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, постарайтесь, чтобы он понравился вам. Дарите ему знаки уважения. Ищите то, что вас сближает, отучите себя противоречить по любому поводу… Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника. Стройте общение на равных, а не с позиции сверху. Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений. Не спорьте по мелочам. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина. Избегайте категоричности, особенно в возражениях. Старайтесь согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.)

Ведущая. В заключение дам вам еще несколько таких рецептов поведения. Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; еще более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне; в таких случаях следует просто отойти от них подальше.

Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему окончить…

В обществе и за столом не спите, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее того, кому они направлены. Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отношении к своим ближним.

Заключение

Таким образом, за время прохождения педагогической практики были выполнены следующие задачи:

– ознакомление с образовательным учреждением, изучение учебно-программной документации школы;

– закрепление и применение теоретических знаний в учебно-воспитательной работе;

– овладение методикой учебно-воспитательного процесса по праву;

– проведение учебно-воспитательной работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

– самостоятельное планирование и проведение урочной и внеурочной деятельности по праву;

– развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя права;

– овладение современными педагогическими технологиями в преподавании права;

– отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся.

В результате посещения, а также самостоятельной подготовки и проведения уроков сделаны следующие выводы:

1. Для успешного проведения уроков в старших классах очень важны мотивация и стимулирование, пробуждение интереса к материалу. Не менее важно и общение на уроках, установление обратной связи.

2. Взаимоотношения преподавателя и учеников существенно влияет на успешность процесса обучения. Взаимное уважение – условие, необходимое для усвоения учениками излагаемого материала.

3. Для достижения успеха также необходимо применять индивидуальный подход. Нельзя ко всем ученикам относиться одинаково, хороший учитель должен учитывать личные особенности каждого ученика, выявить и постараться помочь развить в ученике его способности, заставить поверить в себя. Также процесс обучения носит воспитательный характер, формируется личность ученика. Все эти факторы необходимо учитывать преподавателю.

4. Огромное значение имеют – стиль, тон, такт, внешний вид, культура речи, также как и наблюдательность, находчивость, поскольку учителю важно найти контакт с аудиторией, но вместе с тем необходимо держать дистанцию.

5. Дисциплина, хорошее поведение учеников – одно из слагаемых успешности их работы на уроках, а значит и успешности работы учителя. Если ученик собран и нацелен на учебу, то он достигнет успеха в изучении предмета. Поэтому дисциплину на уроке необходимо поддерживать и не позволять ученикам чрезмерно расслабляться.

6. Большую роль в процессе общения играет обстановка в классе, которая должна максимально благоприятствовать учебе: оборудование, помогающее в изложении материала; рациональное использование времени; расстановка парт.

Прослушанные уроки и их анализ позволили узнать больше о процессе преподавания, содействовали созданию своего плана для проведения уроков.

Читайте также:  Вижу цель. Как себя мотивировать
Ссылка на основную публикацию