Зачем нужны чувства?

Для чего нам нужны эмоции?

Я слышал немало разных высказываний: «А разве эмоции не в голове?», «Я рациональный человек и этим горжусь, эмоции – для истеричек», «Эмоции мешают думать», «Чувства – это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить», «А зачем вообще говорить о своих чувствах?», «Сильные чувства опасны и разрушительны»… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивали мужчины. Вернулся домой, выхожу в Сеть – и передо мной сайт, на котором молодой человек, занимающийся «саморазвитием», активно пропагандирует медитацию и – что, к сожалению, очень часто идет в довесок к медитации – борьбу с «разрушительными эмоциями». Его сайт полон слов «перестаньте», «прекратите», «устраните», «сдержите», «победите», «одолейте», «избавьтесь», «справляйтесь», «обуздайте», «заставьте», «дрессировать эго», «терпеть», «выбросить из головы». К психологам он никогда не обращался.

Еще один пример, только уже от женщины. «Я чересчур эмоциональный и агрессивный человек. И это плохо. Я не знаю, как подавить в себе негативные эмоции, ведь они мешают жить мне и моим близким. Буквально сегодня из-за моих бурных реакций мы разъехались с моим молодым человеком. Я прорыдала весь день. Вот опять эмоции. А смысла в слезах нет. Кроме меня никто мне не поможет. И я прекрасно понимаю, что своими криками я его просто задолбала, поэтому хочу научиться контролировать свои эмоции. »

Начнем с начала

В общем, напишу я сейчас про эмоции и зачем они нужны – попытаюсь собрать основную информацию. Начну чуть-чуть издалека. Эмоции – это психический процесс, и для начала важно объяснить, что такое психика. Меня вполне устраивает такое определение: психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Иными словами, живой организм, который приобрел свойство активно, а не пассивно (как растения или простейшие одноклеточные, вроде амебы) взаимодействовать с окружающей средой, обнаруживает наличие психики. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма. Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи? Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое и с опасностью. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще ДО того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении СИГНАЛОВ о близком присутствии пищи/опасности. Еще ни одно дерево не убежало от дровосека, и дело не только в том, что деревья бегать не умеют, но и в том, что они неспособны отреагировать на шаги или образ приближающегося человека с топором… Понятно, что чем сложнее нервная система, тем разнообразнее способы взаимодействия животного с миром, включая такую крайне важную вещь, как способность к научению.

Высокоорганизованная материя

Приближаемся к теме эмоции. Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем наше сознательное мышление, которое и вовсе в эволюционном смысле существует всего лишь мгновение. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа (важно помнить, что переживание эмоций теснейшим образом связано с гормонами/нейромедиаторами). Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека, причем намного. При этом эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое, и одно от другого оторвать невозможно, хотя бы потому, что эмоции точно так же связаны с обработкой информации. Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что «у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются». Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх «испытывает», а вот на субъективном сознательном уровне «все в порядке». Итак, какие функции выполняют эмоции (буду говорить об эмоциях человека)? Как минимум три:

Оценка. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: «Опасность!» Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником генерализации (сверхобобщения) своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Догадываетесь, почему невозможно «отключить» негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные? Функция-то одна.

Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет. Всем нам знакомо мощное «хочу!» и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и «от противного»: «никогда больше!», мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень и очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет. С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии-то много, но она частично используется на подавление «неправильных» стимулов. Знакома эмоциональная ситуация, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти, например? Но купить ну очень хочется…

Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности «маркируется» страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно, что), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею, – в этом заключается «маркировка» потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Простые эмоции – это первичные, простые переживания, тогда как сложные эмоции состоят из нескольких простых (и их часто называют «чувствами»). К простым эмоциям можно отнести: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой этой эмоцией лежит оценка ситуации, мотивация к определенному действию, маркировка потребности. Страх: опасность/избежать угрозы/потребность в безопасности. Вина: я совершил что-то плохое/искупить вину/потребность в принятии другими людьми. Благодарность: мне сделали что-то хорошее/вознаградить благодетеля/потребность в отношениях с другими людьми. И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Рационально или эмоционально?

Итак, попытка стать «рациональной машиной» или игнорировать эмоции, сидя в медитации и ожидая, когда они «сами пройдут, главное – ни во что не вмешиваться», – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции, работающий к тому же на бессознательном уровне (сознание просто не поспевает). Поэтому нам иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому «я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!» – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с «истеричностью», хорошо бы послушать то, о чем хочет сообщить эмоция. Впрочем, раздражение на всех и вся – это не эмоция, а мутная солянка/окрошка из недопережитых чувств и недопонятых собственных потребностей. Как говорил Юнг о депрессии: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Как победить ревность? Не с ревностью сражайтесь, а разбирайтесь с ощущением собственной неполноценности и неконкурентоспособности в борьбе за партнера.

Как победить страх публичного выступления? Не со страхом сражайтесь, а разбирайтесь с тем, зачем задачу «понравиться всем присутствующим» вы делаете приоритетнее задачи «донести желаемую информацию до заинтересованных слушателей». Взгляните в лицо тому, что вызывает страх, а не ломайте сигнализацию.

Читайте также:  Как избавиться от запаха изо рта

Эмоции, как я уже говорил, не всегда говорят нам правду, потому что в психике человека они преломляются через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке.

Зачем нужны чувства?

Болезнь зависимость иногда называют болезнью чувств. К сожалению, зависимые люди с трудом проживают эмоции и склонны убегать от неприятных переживаний в мир иллюзий. Они хотели бы ощущать только положительные чувства и никогда не сталкиваться с отрицательными, которые неизбежно возникают у любого человека (и не только человека) при возникновении каких-либо трудностей в тот или иной момент времени…
Однако не все люди понимают, что нет плохих или хороших чувств или эмоций, есть просто определенные переживания, которые не просто так даны человеческому организму, а выполняют определенные полезные для его жизни функции.
За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.
Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

К. Изард выделил следующие основные эмоции
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоций и чувств на самом деле гораздо больше, велико количество их оттенков и смыслов. Они характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик. Так, радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения, восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Однако умение идентифицировать свои чувства, определить объект, на который они направлены, а также понять, с какой потребностью связаны, – чрезвычайно важные навыки для человека, желающего жить полной и счастливой жизнью. Эмоции нужно «слышать», а не убегать от них, и научиться это делать Вам поможет психолог, гештальт-терапевт РЦ «Вершина-Смоленск» Анна Глазырина.

Зачем нужны чувства?

Тепловые карты эмоций человека.Теплые цвета показывают области, где люди чувствовали возбуждение во время эмоции, а холодные цвета – неактивные области.

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

«У сердца есть причины, которые не понять разуму»

Большинство из нас неправильно используют свои чувства. Иные, считая будто чувства только мешают им достигать целей, стараются подавлять их и игнорировать. Но чувства, подобно, сжатой пружине, не исчезают в никуда – когда-нибудь они «выскочат» в форме аффекта, болезни или какого-либо несчастья.

Мы забываем, что Всевышний ничего не сотворил просто так. Каждому предмету, явлению, событию имеется разумное объяснение, которое может быть нам недоступно или незнакомо. Но для каждой вещи, сотворенной Всевышним, есть свое предназначение и мудрость. В том числе и чувствам. Проблемы начинаются тогда, когда мы их используем «не по назначению», либо стараемся игнорировать.

Давайте разберем «сигнал» каждого чувства.

Это естественная реакция на неудовлетворенные желания или потребности. Часто гнев – это реакция на ситуацию, в которой вы не решаетесь попросить о чем-то открыто. И вместо этого выбираете гневаться, как бы желая тем самым обратить внимание на ваши потребности. В целом гнев может возникать как реакция на два типа ситуаций: нарушенные границы, неоправданные ожидания.

Естественная реакция на ощущение физической или эмоциональной опасности. Страх также может быть «средством», чтобы скрыть свой гнев. Такое характерно для семей, в которых «запрещалось» гневаться открыто. Тогда всякий раз, когда возникает естественный гнев, приходится «прикрывать» его страхом. Уже на уровне привычки. Что касается естественного страха, то это может быть реакцией не только на реальную угрозу, но и на вымышленную. Например, можно испытывать реальный страх перед событиями, которые даже еще не случились.

Естественная реакция на расставание с чем-то или потерю. Это может быть потеря человека, предмета, отношений (реальных или вымышленных). Грусть – это часть отказа от того, к чему человек был привязан. Также вместе с потерей часто «спутничает» гнев – как проявление недовольства тем, что пришлось расстаться с чем-то значимым.

Естественная реакция на нарушение каких-либо личных или социальных ограничений, правил. Стыд помогает контролировать наше поведение и формировать представление об этике, морали и добром нраве. В хадисе сказано: «Поистине, стыд всегда подразумевает добро» (Бухари, Муслим). Ибн аль-Каййим сказал: «Стыд – это признак жизни. Стыд как дождь, то есть от степени чистоты сердца зависит высота степени чувства стыда, а отсутствие стыда свидетельствует о смерти сердца и души. Таким образом, чем живее сердце, тем больше стыда».

Естественное предвидение чего-то хорошего, чего вы ожидаете. Страх и волнение – два «брата», но первый – это реакция на опасность, а второй – реакция на ожидание чего-то приятного.

Естественное удовольствие от получения желаемого, либо того, в чем состоит ваша потребность, либо удовлетворение от достижения цели. Радость (или счастье) – это не цель, а спутник человека, когда он следует верному пути. Но, к сожалению, многие люди зависимы от борьба за счастье (радость) и потому считают, что его можно испытывать только изредка.

Как мы видим, каждое чувство имеет свое «предназначение». Чувства – «сотрудники» человека, это сообщения-оценки того или иного события. Об этом свидетельствуют слова Вабиса ибн Маъбада, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я пришел к Посланнику Аллаха, да благословите его Аллах и приветствует, и он сказал: «Ты пришел, чтобы узнать, что есть праведность?» «Да», – ответил я. «Обратись же к сердце своему. – сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. – Праведность – это то, что не беспокоит душу и сердце: а прегрешение – это то, что (недобро) шевелится в душе и тяжело мечется в груди даже тогда, когда многие одобрительно высказались в пользу твоего (решения)». Помимо этого, игнорируя свои чувства, человек как бы «отрезает» часть своей души.

Читайте также:  Летний деловой костюм

Тогда не слыша себя, он не только обедняет себя, но и лишает себя роскоши понимать и слышать других. Поэтому не стоит возводить чувства до уровня своих господ, и не стоит относиться к ним высокомерно. Прислушайтесь к ним как к товарищам – иногда они могут подсказать мудрость, которую вы не найдете ни в книгах, ни в чужих устах.

Понравилась статья? Будем признательны за репост!

Лекция за 5 минут: зачем человеку эмоции?

Макс Прошкин

Что такое эмоции? Каковы их механизмы? Чем отличаются эмоции от чувств или настроений? Об этом рассказал психофизиолог Илья Захаров на лекции в DI Telegraph. «Теории и практики» публикуют основные тезисы.

В науке не существует единого объяснения термина «эмоция». Поэтому посмотрим, как определяли его в советской психологии. Эмоция — более длительное по сравнению с аффектом состояние, проявляющееся во внешнем поведении человека. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии, аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Теперь разберемся, что такое чувства. Чувства имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций. Проще говоря, чувства направлены на конкретный предмет, а эмоции ни на что не направлены. Ученые до сих пор не очень ясно представляют, что такое эмоции, однако знают, зачем они нужны. Чтобы это понять, рассмотрим некоторые классические теории.

Уильям Джеймс, один из основоположников психологии как науки, теория которого развивалась совместно с исследованиями русского физиолога Николая Ланге, в конце XIX века предположил, что эмоции — результат оценки изменения внутри организма. Например, нам становится грустно от того, что мы плачем, а не наоборот. Джеймс связывал изменения с работой вегетативной нервной системы и внутренних органов. Уникальность этой теории заключается в том, что она поставила вопрос про эмоции так, как до этого никто никогда не ставил. Однако экспериментальную проверку она не прошла. Мнение о том, что эмоции связаны с лимбическим строением мозга, тоже сильно упрощено.

То, как эмоции связаны с работой мозга, позволяет узнавать поразительные вещи. Возьмем, к примеру, феномен «affective blindside». Он заключается в том, что человек, имеющий нарушения в зрительной системе, может определить, какой эмоциональный посыл несет предмет, не попадающий в его поле зрения.

Другая теория основана на совместной работе вегетативной системы (то, о чем говорил Джеймс) и оценке того, с чем изменения связаны. Как показал эксперимент Шехтера — Сингера, люди, которым вкололи адреналин, испытывали либо гнев, либо радостные эмоции в зависимости от контекста ситуации, а те, кому не вкалывали, были спокойны.

Затем возникает информационная теория эмоций, которая гласит, вкратце, что если мы что-то хотели сделать и сделали, то испытываем положительные эмоции, а если хотели, но не сделали, то отрицательные. То есть суть в том, получили ли мы информацию с помощью органов чувств о том, что реализовали нашу потребность, или нет. Эмоция становится своего рода наградой организму за то, что он все сделал правильно.

Если мы испытали положительную эмоцию, значит, мы построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении

Разные полушария мозга по-разному работают с получаемой информацией. Правое — обрабатывает информацию, необходимую для удовлетворения потребности, а левое — о том, что у нас уже есть. Из этого следует, что если более активно правое полушарие, то формируются положительные эмоции, а если левое — отрицательные. Замечено, что у людей, страдающих депрессией, более активно правое полушарие (они обращают внимание на то, что им нужно, а не на то, что есть).

Теперь перейдем к функциям эмоций: побуждать к делу, удовлетворять потребности, менять поведение, подкреплять то, что делаем, координировать ответы организма на изменение окружающей среды и общение, регулировать переработку информации. Более подробно рассмотрим коммуникативную функцию. Дарвин утверждал, что и у животных есть эмоции, развивавшиеся вместе с эволюцией. Ведь люди понимают: собака виляет хвостом, значит она рада. И такое понимание происходит автоматически.

Гипотезу Дарвина активно развивает Пол Экман, научный консультант сериала «Теория лжи». Экман пытается доказать, что люди выражают эмоции одинаковым способом, причем количество их ограничено и связано с процессами. Ученый выделил 6 одинаковых вариантов эмоций у абсолютно всех людей (позже 8), причем они связаны с движением лицевых мышц: злость, отвращение, страх, удивление, грусть, счастье, презрение, радость. А все остальные чувства строятся на базе основных.

Правда, Экман не учитывал, что у одних людей есть та или иная эмоция, а у других нет, например, совестливость или мамихлапинатапай (слово из языка племени яганов, означающее «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Значит, эмоции зависят от культуры и могут меняться со временем. Например, в начале XIX века девушки падали в обморок, чтобы показать, что что-то происходит не так, как они ожидали.

В зависимости от того, как человек выражает свои эмоции, он занимает определенное место в обществе. В 60-х ученые провели эксперимент на сообществе макак-резусов, у которых разрушили области в мозгу, отвечающие только за эмоциональное выражение. Прооперированные обезьяны довольно быстро теряли свой социальный статус.

Эмоции влияют на мышление, и в большинстве случаев, как нам кажется, мешают принять рациональное решение. Но если бы их вообще не было, то люди не смогли бы принимать никаких решений. Хорошей иллюстрацией того, как эмоции связаны с мышлением, является история Финеаса Гейджа. С ним произошел несчастный случай — через его голову прошел металлический прут, задев лобную долю мозга. Он выжил, но вот его эмоциональное восприятие реальности притупилось. Ученые отметили, что люди с подобными повреждениями обычно теряют работу, семью, и их это никак не волнует.

Согласно одной из точек зрения, объяснение этого эффекта заключается в том, что психика помогает ориентироваться в окружающем мире, а эмоции позволяют проверять эти гипотезы. Если мы испытали положительную эмоцию, значит, построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении.

Чувства и эмоции. Зачем они нужны. Как быть открытым и быть в безопасности

Чувства и эмоции — весьма близкие понятия. И я частенько сталкиваюсь с тем, что для многих людей это слова-синонимы. Действительно, можно сказать: я чувствую радость или я радуюсь. И в одном случае это вроде бы про чувства, а в другом — про эмоции. При этом, и то и другое может быть и про чувства, и про эмоции. Или скажем чувство раздражения или эмоция раздражения. Можно сказать и так, и так. В любом случае — скорее всего вас поймут.

Однако для решения некоторых задач, эти понятия полезно развести.

Разница между чувствами и эмоциями

«Обожаю этот фильм!» — всем понятно, что это скорее всего про эмоции.

А вот «Я его так люблю, что без него жить не могу» — на самом деле — если строго разделять — тоже скорее эмоция, чем чувство.

«Я злюсь на тебя» — тоже эмоция.

Итак, определимся. Эмоции — ситуативны. То есть — зависят от ситуации. Чувства — это поток.

Эмоции кратковременны. «Я злюсь на тебя», » Я в удивлении», «Я восхищаюсь», «Я обожаю тебя». Обычно это эмоциональная реакция на какую-то конкретную ситуацию. И отражает особенности конкретной ситуации.

Чувства — нечто более сокровенное, глубинное. Чувства живут потоком, под волнениями проявляющихся эмоций. Чувства более говорят о самом человеке, чем о какой-то конкретной ситуации.

Мы порой путаем эмоции и чувства. К примеру, мама волнуется за сына. Чувство — любовь, а локально проявленная эмоция — тревога, волнение.

Или, скажем, молодой человек злится, что девушка не ответила на его письмо. Злость — это эмоции. А чувство — это то, что она ему нравится. И скорее всего, девушка не перепутает!

То есть разница — в сути, протекании, скорости и длительности процессов.

Разницу, например, можно определить по выражению лица человека.

Если лицо быстро сменило выражение и быстро вернулось в исходную (спокойную) позицию — это эмоция. Если лицо изменилось и медленно возвращается в исходную позицию (или не возвращается вообще) — чувство. Разумеется, что между этими «медленно» и «быстро» нет четкой границы. Как нет четкой границы и между самими понятиями.

По сути — эмоции — это маленькие частички чувств. А чувства — основа вспыхивающих эмоций.

Читайте также:  Блюда из сельдерея для похудения

Зачем эмоции?

Об эмоциях говорить легче. Ведь это поверхностный пласт. Эмоции — на поверхности, чувства — в глубине. Если человек специально не прячет эмоции — то они очевидны. Впрочем, значение конкретной эмоции тоже можно понять только в контексте чувства, которое под эмоцией. В контексте того чувства, которое выражает данная эмоция.
Можно сказать, что эмоции существуют для того, чтобы проявлять во внешний мир чувства.

Но как часто, вырванные из контекста чувств эмоции нас подводят! И возникает: «Ну я же совсем не это хотел сказать!».

Также и с интерпретацией эмоций и чувств другого человека. Вырванные из контекста, они могут очень сильно исказить восприятие человека, с которым вы общаетесь.

Как пример. Сомнение «сказать — не сказать» может означать совершенно разные вещи: «смогу ли я сформулировать точно», «можно ли сказать это тебе сейчас» и «может, уже пора признаться?»

Но в общем и целом, можно сказать, что от природы эмоции служат нам передатчиком информации о чувствах. И если связь между чувствами и эмоциями не нарушена, а сами чувства человеком осознаются, то и понимают человека хорошо, и отношения с людьми у него складываются так, как ему хочется.

Зачем чувства?

Чувства считаются более интимными, они более глубинны. О них труднее говорить. И порой сам человек не может осознавать чувства, которые им движут.

Чувства можно передать на языке эмоций. Но очень часто получается, что именно этот язык подводит.

Получается, в тоне голоса звучит одно, а тело, лицо говорит другое, а слова — третьи. В итоге — непонимание, размолвка.

О том, зачем нам чувства, можно говорить много и долго. О чувствах в контексте волшебства и сотворения гармоничного мира вокруг себя я еще напишу. А вот самый простой, «человеческий» вариант определения:

Мы воспринимаем окружающий мир чувствами, а реагируем на него — эмоциями.

Маски

Застарелые и, как правило, неосознаваемые чувства (возникшие когда-то просто как эмоция, но подавленные, забытые, ушедшие в глубину) становятся масками на лице. Особенно это становится заметным с возрастом. Исходное выражение лица человека (в спокойном состоянии) отражает его глубинные чувства в отношении всего мира. Поэтому у одних людей — мимические морщинки скорее напоминают улыбку, у других — боль, страх, гнев, обиду.

Чувствовать или эмоционировать?

Эмоции и чувства хоть и разные вещи, но во многом схожие.
А вот процессы — чувствовать или эмоционировать — разные. Даже в каком-то смысле — противоположные.

Чем больше человек в эмоциях, тем меньше он чувствует. Вспомним! Эмоционировать — это проявлять. А чувствовать — это воспринимать.

Разучившись чувствовать, мы теряем те самые нюансы жизни и отношений с людьми, которые и составляют саму жизнь. Человек переключается на рациональное мышление — от головы, от ментала. И не видит текущего развития событий.

В отношениях мужчины и женщины, к примеру, женщина перестает чувствовать мужчину. А в результате ему кажется, что она не заботится о нем, а грубо влезает в его жизнь.

В отношениях между родителями и детьми на месте помощи и поддержки оказывается жесткий прессинг и подавление.

В отношениях человека и мироздания теряются нюансы и мир оказывается должен…

Быть открытым и быть в безопасности

Быть открытым. Для большинства людей это тема проявления чувств. Не локальных эмоций, а тех самых — сокровенных и глубинных чувств. Как часто я слышу: «я открыт миру, но… почему-то реакция людей, мира — очень отличается от ожидаемой.»

Вот тут мы приходим к самой острой теме — неосознаваемые чувства.

Если неосознаваемых чувств нет, то наш посыл в мир всегда будет услышан. Услышан именно так, как мы реально хотим. А это волшебство и исполнение желаний (если рассматривать в контексте Мироздания), это гармония в отношениях с людьми (и близкими, и друзьями, и коллегами, и даже просто встречными).

Когда чувства осознаваемы, они находятся в гармонии с рациональным, с менталом. О теле, здоровье и энергетике я даже говорить не буду — очевидно.

Поэтому быть открытым зачастую такая сложная и почти нереальная задачка для многих.

И поэтому в череде занятий о волшебстве, способностях и ресурсах, которые я предлагаю на занятиях «затесалась» именно эта тема — «чувства и эмоции».

Работаем с чувствами!

По вторникам приглашаю всех на занятие. Тема занятия «Чувства и эмоции. Зачем они нужны? Почему мы закрываем чувства или отказываемся чувствовать? Как быть открытым и быть в безопасности? Хочу или должен?»

Занятия проводятся, как обычно, с 19.00 до 22.00 (возможно — до 22.30). Стоимость участия — 1000 руб.

На занятиях я предлагаю очень интересное диагностическое упражнение. С помощью него вы сможете осознать, какие чувства привлекают именно вас. Вы почувствуете это телом, не головой. И — как следствие — поймете, что можно изменить в жизни, чтобы стать счастливее. После этой диагностики, мы сможем поработать с теми чувствами, которые вы хотели бы принять, на волне которых хотите жить.

Вторая половина занятия — как обычно — работа с вашими личными запросами через мини-ресурсные-театры. И в контексте чувств.

Чтобы записаться на занятие, пройдите по ссылке — Регулярные занятия по Ресурсной логике. Либо звоните мне по телефону +7-906-264-64-52 Юния.

Зачем нужно чувство юмора?

Психолог Сергей Коровкин о влиянии шуток на решение творческих задач, активности мозга во время восприятия юмора и общем между юмором и болью

unsplash.com

Связь чувства юмора с креативностью подтверждает тот факт, что юмор может облегчать решение творческих задач. В одном из наших исследований мы давали испытуемым просматривать смешные ролики на YouTube либо просили их генерировать шутки (остроумно заканчивать предложения). Когда после такого воздействия мы просили людей решать инсайтные задачи (или «задачи с подвохом»), они справлялись быстрее контрольных групп, в которых, например, люди смотрели ролики с неюмористическим содержанием.

За счет чего юмор повышает креативность? С одной стороны, он настраивает на игровой, несерьезный лад. Это позволяет преодолеть внутренние установки, барьеры, которые мы сами для себя определяем, когда решаем задачу. С другой стороны, юмор изменяет фокус внимания. Если человек серьезен, он сосредоточен и четко осознает небольшое количество элементов. Если же человек юмористически настроен, он расслаблен и фокус его внимания размыт и максимально широк. Для выхода за пределы установок в творческой задаче необходимо снизить концентрацию внимания, смягчить контроль. В каком-то смысле оба объяснения — через преодоление ограничений и изменение режима внимания — не противоречат друг другу: при решении творческой задачи нужно и ослабить хватку, и поискать решения в неожиданных местах.

Юмор строится на постоянном отслеживании противоречий, двусмысленностей, неоднозначностей в окружающем мире. Если хорошо одетый человек, который только что вышел из своего дорогого автомобиля, поскользнулся и упал в лужу, то это противоречие двух контекстов: высокого и низкого статуса. Пример более высокоинтеллектуального юмора — каламбуры, которые основаны на обыгрывании двусмысленностей в словах. Начало фразы задает один смысл слова, а конец апеллирует к какому-то другому смыслу того же слова. Как, например, в шутке из КВН: «Начальник омского отдела по борьбе с наркотиками уже четвертый год не может соскочить с этой должности».

Юмор также играет важную коммуникативную функцию. Если человек всегда настроен абсолютно рационально, это может говорить о его неполноценных коммуникативных способностях и неготовности к жизни в социальном мире. Потому что юмор часто используется при выборе партнеров по общению, для того чтобы отделить «своих» от «чужих». Часто у социальной группы с целью поддержания своей идентичности появляется свой специфический юмор, мемы.

Что происходит в мозге, когда нам смешно? Если человек слышит вербальную шутку, в его мозге последовательно активируются лобные доли и лимбическая система. Лобные доли отвечают за контроль психической деятельности, за планирование. Их активацию можно интерпретировать как попытки человека собрать элементы шутки воедино и распознать ее смысл. Лимбическая система связана с эмоциями и отвечает за реакцию на шутку в виде смеха.

В лобных долях есть зона, которая называется передней поясной корой. Она активируется не только при восприятии юмора, но и при решении творческих задач, а также в моменты внутренних конфликтов, — например, при решении теста Струпа, где слово «красный» написано зелеными чернилами и нужно назвать цвет чернил. Любопытно, что передняя поясная кора активируется также при восприятии боли. Возникает вопрос: что же общего между болью, инсайтом, противоречиями и юмором?

По-видимому, передняя поясная кора представляет собой некоторую систему реагирования на ситуацию, когда что-то пошло не так. Если я испытываю боль (например, прищемил руку, обжегся), значит, что-то пошло не так, мои автоматизмы плохо сработали, и надо изменить поведение, чтобы исправить ситуацию. В шутке тоже «что-то идет не так»: финал фразы оказывается неожиданным, возникает противоречие. Однако ситуацию в этих двух случаях мы оцениваем по-разному. В случае с болью мы говорим себе: «Что-то пошло не так, и с этим надо что-то делать». А в случае с шуткой ничего делать не надо, и поэтому мы испытываем положительные эмоции, смеемся. Так что можно сказать, что юмор — это способность подмечать противоречия и разрешать их в положительном ключе.

Ссылка на основную публикацию