Половое воспитание подростков

Половое воспитание подростков

Половое воспитание подростков — очень важный аспект, а порой и очень сложный для родителей. Которые порой думают, что это развратит их детей. Или считают, что ещё слишком рано. К тому же в нашем обществе принято умалчивать о сексуальных отношениях, так как возникает слишком много смущения и стыда. Порой непереносимого.

Важность полового воспитания

Половое воспитание детей и подростков включает в себя не только темы секса. Оно способствует гармоничному развитию ребёнка в личной и социальной сфере.

Рассмотрим подробнее, какие сферы затрагивает правильное половое воспитание:

  • Помогает присвоить идентичность. Дети уже с трёх лет обнаруживают свою половую принадлежность и могут отличать мальчиков и девочек по половому признаку. В старшем возрасте они задумываются о том, как это быть мужчиной или женщиной. В чём различия? Какие особенности? Как строятся отношения с противоположным полом? Какие сложности возникают? Понимают, что именно их привлекает в другом или, наоборот, отталкивает.
  • Формирует сексуальные предпочтения и ориентацию. Помогает осознать свою сексуальность. Благодаря чему происходит обогащение личности и повышается способность к любви. А также благодаря осознанности своей привлекательности уменьшается риск сексопатологических нарушений.
  • Подготавливает к ответственности в партнерских и брачных отношениях. Помогает понять свою роль и обязанности в семье.
  • Готовит к родительству путём формирования ролевого поведения. Быть отцом или матерью, как это? Что делает отец, а в чём проявляется роль матери?
  • И конечно же, формирует привычку здорового образа жизни. Влияние алкоголя, курения или наркотиков на здоровье и рождение детей. Правильная и ежедневная гигиена. Защищённый секс от незапланированной беременности и венерических заболеваний.

Особенности полового воспитания детей заключаются в том, что начинается оно сразу после рождения и совершенствуется с каждым периодом. Поэтому начинать разговоры о половом воспитании в подростковом периоде уже немного поздно. Процессы начались много лет назад.

Особенности полового воспитания в разных возрастах

Ранний возраст

Психосексуальное развитие происходит сразу после появления на свет. Малыш реагирует на прикосновения, поглаживания и укачивания. В возрасте 6 месяцев его начинают интересовать части своего тела. Он только обнаруживает свою отдельность от матери и исследует себя. Поэтому трогает все, к чему достаёт. Не нужно пугаться, если половые органы исследует намного чаще. Это нормально, не стоит ругать и убирать руки.

В два года знает как все части тела называются. А в три уже отличает мальчиков от девочек не только по розовому цвету и бантикам. Может начать интересоваться, как попал маме в животик. Расскажите доступно и без подробностей, как появляются дети (от любви папы и мамы…). И ни в коем случае не выдумывайте про аистов и капусту. Иначе малыш подрастёт и потеряет доверие к вашим словам.

В 4 года происходит идентификация себя с мальчиком или девочкой. Может начать повторно трогать себя за гениталии, осознавая, что это приятно. Не стоит опять-таки его ругать, это пройдёт скоро. А вот при резкой негативной ситуации могут со временем развиться сложности сексуального характера. Ведь отложится в сознании, что это стыдно, грязно и некрасиво. Чувствуете неловкость — выйдите на минуту из комнаты.

Дошкольный и младший школьный возраст

В пять лет проявляется стеснение. С этого момента душ принимать ребёнок должен только с родителем своего пола. Если нет такой возможности — научите правильной гигиене половых органов, будет мыться сам. Или заходит в ванну трусиках, и снимает после того, как ему помогут помыть спину и голову.

В школьном возрасте активно могут с одногодками обсуждать темы секса. Это важный период, когда вы можете сформировать доверительные отношения. Объясните малышу, что в случае каких-либо вопросов на тему секса он может обращаться к вам. С девочками до 7–8 лет важно поговорить о менструации, иначе она испугается, когда это с ней впервые не случится.

Подростковый возраст

В этот период у детей происходит перестройка гормонального фона. И активно начинает проявляться половое созревание. У мальчиков сексуальное влечение выражено более ярко, они стремятся именно к совершению полового контакта. Им важно нравиться, влюбляться и получать романтические признания от парней.

О чём нужно рассказывать

В первую очередь вы должны рассказать ребёнку о том, как защитить и сохранить своё здоровье. А также здоровье будущего партнёра. Выберите подходящее время и обязательно поговорите на такие темы, как:

  • Физиологическое строение их половых органов. Может возникать много смущения и напряжения, но все же старайтесь называть все органы соответствующими терминами. Не нужно придумывать ласкательные имена, ребёнок должен знать достоверную информацию о строении своего тела. Расскажите о функциях каждого органа, для чего он создан природой.
  • Половое созревание. Предоставьте информацию о процессах, которые происходят в их организме. Им будет намного легче сталкиваться с изменениями, когда они будут знать, что это нормально. Что это происходит со всеми, только у кого-то начинается раньше, у кого-то позже.
    Девочкам подробную информацию о менструациях, о том, что может изменяться грудь. Начнут расти волосы в интимных зонах. Мальчикам важно знать о возникновении ночных поллюций. О том, что порой будут испытывать возбуждение и эрекцию. Начнёт «ломаться» голос и также появится растительность как в интимной зоне, так и на лице.
  • Гигиена. Вроде и так понятно, дети давно приучены к гигиене. Но сейчас можно подробнее рассказать о заболеваниях, которые возникают при несоблюдении чистоты. Важно менять ежедневно белье и регулярно правильно подмываться. Порой даже злоупотребление мытьём может привести к воспалительному процессу у девочек. Редкое подмывание грозит мальчишкам инфицированием смазки, которая скапливается под крайней плотью. И со временем это может вызвать её сужение, которое называется фимоз.
  • Венерические заболевания. Какие признаки при возникновении инфицирования, последствия. Расскажите о том, какие врачи занимаются диагностикой. Какое может назначаться лечение. Им важно знать о последствиях необдуманного поступка. Что это может привести к колоссальным изменениям их организма. Что лечение может занимать очень длительный период. А такие заболевания, как ВИЧ и СПИД остаются на всю жизнь. И требуют постоянного поддержания иммунной системы с помощью медикаментов.
  • Методы контрацепции. Расскажите существующие способы контрацепции и защиты не только от заболеваний, но и от нежелательной беременности. Покажите, как правильно пользоваться презервативом. В какую сторону выворачивать и как правильно одевать. Что нельзя открывать зубами во избежание его повреждения. А также нежелательно носить в кармане, иначе может протереться. Все эти нюансы очень важны, иначе защитные функции теряются.
  • Вредные привычки. Подростки должны иметь представление о пагубном воздействии курения, алкоголя и наркотиков на их организм. Что это вызывает привыкание. Очень влияет на здоровье будущих детей. Может менять их сознание и разрушать здоровье.

Как общаться об интимном

  • Важно, чтобы разговор с подростком проводил родитель одного с ним пола. Иначе это может вызывать у ребёнка очень много смущения. Из-за которого он может отказываться от диалога. В случае когда нет такой возможности, пробуйте поэтапно что-либо рассказывать. Когда он привыкнет и возникнет доверие, сможете перейти к более открытому разговору.
  • По поводу темы о гормональной перестройке, предоставьте не только информацию, а научите, как правильно обходится с изменениями. Поддержите дочку, выберите необходимые средства гигиены во время месячных и научите ими пользоваться. Мальчишек, во избежание чувства стыда перед родителями, научите менять и стирать постель самостоятельно. Покажите, как безопасно бриться. Какой бюстгальтер выбирать, какое бельё необходимо для комфорта и здоровья.
  • Если обнаружили материал порнографического содержания – не нужно устраивать скандал. Это только отдалит подростка от вас. Их интерес носит экспериментальный характер. Подростки обычно обсуждают какие-либо моменты, связанные с сексом. Обмениваются знаниями. Поэтому не удивительно, что ваш ребёнок решил удовлетворить своё любопытство. Будьте спокойны, если сын или дочка видели порнографические моменты, это не означает, что они не понимают разницу между близкими отношениями и просто сексом.
    К тому же запретный плод сладок. Он всегда найдёт возможность раздобыть необходимый материал, в другой раз получше спрятав. Не запугивайте и также не рассказывайте об отвращении к такому процессу. Иначе он обесценит всю информацию, которую до этого получил от вас в целях защиты. Проявите терпение и уважение к личным границам подростка. И посвятите время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
  • Посмотрите вместе фильмы о любви, обсудите их. При этом дайте возможность подростку высказать своё мнение. И ни в коем случае не критикуйте его. Он только учится, у него нет опыта, по сравнению с вами. Лучше поделитесь своей историей отношений, ошибками и их последствиями. Как вы справлялись с ними, проживали сложные моменты.
  • Научите заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Пусть поймёт, что отказать и сказать «мне это неприемлемо» — нормально и правильно. Никто не имеет права заставлять их игнорировать себя ради того, чтобы угодить. Из-за страха отвержения они могут наделать много глупостей. Учите уважать себя и принимать такими, какие они есть.
  • Приучайте к тому, что влюблённость не должна заменять все в их жизни. Обучение в школе, обязанности дома и посещения кружков не должны игнорироваться. А в отношениях важно уметь уважать другого, заботиться о нём. Проявлять нежность, поддерживать и слушать.
  • Не реагируйте злостью или обидой, если при разговоре ребёнок смеётся и шутит. Он не обесценивает ваши попытки, а пытается справиться со своей неловкостью. Таким образом, происходит разрядка.

Половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Статья “Половое воспитание подростка”
статья (8 класс) на тему

Данная статья может являться темой педагогического лектория на родительском собрании “О половом воспитании подростка”Цель-о знакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
polovoe_vospitanie.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы полового воспитания подростков

Задачи: Ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.

Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного, планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения людей.

В подростковом возрасте появляется все больше проблем, которые волнуют одинаково и детей, и их родителей. Среди них и юношеская дружба мальчиков и девочек, которая раскрывает перед подростками ранее известную им яркую гамму чувств.

В период полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска.

Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» – так считал А.С.Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами.

Акселерация (ускорение) в первую очередь отражаются на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими усиками, ни девочка вполне развивающими женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми. А привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока. Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». У него сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательств, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола Мужчины-мужа и отца.

В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13-15 летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегче. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует – можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», – как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание. Освещает их только с отрицательной стороны. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое воспитание должно осуществляться с раннего детства.

Половое воспитание подростков: что можно, что нужно, а что нельзя

Половое воспитание подростков — горячая тема для педагогов и родителей. Девочки 9-10 классов уже приходят к школьному психологу с проблемами измен, любовных треугольников. Они начинают пробовать свою женскую силу, соблазняя то одного, то другого. Разберемся с этой темой, привлекая знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Половое воспитание подростков — горячая тема для педагогов и родителей. Девочки 9-10 классов уже приходят к школьному психологу с проблемами измен, любовных треугольников. Они начинают пробовать свою женскую силу, соблазняя то одного, то другого. Девочка-подросток ищет любовь, соглашается на секс с одним, другим, третьим, но постоянно разочаровывается и остается проигравшей. Уже в таком юном возрасте она страдает, так как ей кажется, что мальчики использовали ее.

Мы ошибочно пытаемся запретить, ограничить секс у подростков, а это невозможно — инстинкты сильнее запретов. Тогда мы пытаемся научить, «как правильно, чтобы без последствий». И это тоже не помогает. С одной стороны, хочется уберечь детей от ошибок, которые они могут совершить, от трагедий и катастрофических последствий, с другой — неправильными словами и действиями можно навредить, напугать или подтолкнуть к разрушающему поведению, убить зарождающееся чувство, обесценить саму любовь.

В деликатной теме полового воспитания мы часто больше руководствуемся своими страхами и проекциями, чем научными знаниями о психике и потребностях подростков. Мы боимся, как бы девочка не забеременела, мальчик не заразился, и забываем про то, что самой действенной прививкой от венерических болезней и ранних беременностей является нравственное воспитание и воспитание чувств. Обучение основам контрацепции и технике секса ни в коем случае не является основой полового воспитания. Мы можем и должны научить наших детей любить и чувствовать, испытывать радость от соприкосновения с душой другого. Тогда их интимные отношения будут только с тем, с кем нужно, и тогда, когда нужно.

Западные теории гендерных ролей, где сексуальное просвещение начинается с детского сада, чуждо нашему менталитету. «Родитель номер один» и «родитель номер два» вместо мамы и папы, книжки, где два принца полюбили друг друга и жили долго и счастливо, — для них рядовая ситуация. У нас другой менталитет. Поэтому следование советам западных психологов в вопросах полового воспитания детей и подростков наносит серьезный ущерб психике наших детей. Разберемся с этой темой, привлекая знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Какова роль полового воспитания и образования подростков для их будущего счастья

Чтобы ответить на этот вопрос, надо разделить понятия полового воспитания и полового образования.

Половое образование это:

рассказать на уроках биологии об устройстве половых органов,

о болезнях, передающихся половым путем,

о СПИДе и способах его профилактики,

о процессе оплодотворения и внутриутробном развитии ребенка,

а также о методах контрацепции.

Половое образование проводить нужно и важно. Главное — вовремя. При этом обязательно разделять аудитории юношей и девушек, чтобы они могли задать волнующие их вопросы без стыда и смущения.

Половое воспитание — это ни в коем случае не обучение механике секса, а целенаправленный и длительный процесс воспитания чувств. Когда мы, взрослые, задумываемся над этой темой, то чего хотим на самом деле? Хотим, чтобы наши дети были счастливы со своей второй половинкой, когда вырастут и найдут ее. И чтобы, как принц и принцесса из сказки, «жили долго и счастливо в любви и согласии». Мы не только хотим уберечь их от ошибок, мы желаем им счастья в отношениях. А могут ли возникнуть глубокие, сильные и прочные чувства без крепкой нравственной основы?

Ошибки полового воспитания подростков

Итак, какие ошибки, часто с лучшими намерениями, совершают взрослые в процессе полового воспитания детей и подростков и тем самым портят им судьбу, лишают их счастья парных отношений? Разберем главные из них. Это:

  1. Преждевременное пробуждение сексуальности.
  2. Пренебрежение нравственным воспитанием, обесценивание чувств.
  3. Отсутствие контроля информационного пространства.
  4. Так называемые уроки полового воспитания, рассказывающие о физиологии секса.
  5. Пропаганда гомосексуализма и теории гендерных ролей.
  6. Лояльное отношение к мату, употребление матерных слов.

Самая большая ошибка — преждевременное пробуждение сексуальности

Ребенок от 7 до 13 лет (примерное время полового созревания) находится в стадии латентной сексуальности. Задача его психики на этом этапе — нарабатывание опыта человеческих взаимоотношений, товарищеские связи, учеба, игра, спорт. На этом этапе закладываются такие важные компоненты психики, как совесть, эго-идеал, формируются самоуважение и навыки адаптации к окружающему миру. Пробуждение сексуальности до начала периода полового созревания разрушает еще несформированную детскую психику, затормаживает развитие души.

Чрезмерная сексуализация информационного пространства и так обеспечивает достаточную осведомленность наших детей относительно вопросов пола и деторождения. Новости, сериалы, ток-шоу, посты и ленты в соцсетях — это тот информационный фон, в котором живет ребенок. Он никуда не может деться от этой информации, и задача родителей на уровне семьи — не заострять внимание на сексуальных темах, а, наоборот, увлекать ребенка интересными занятиями и контролировать его информационное пространство с раннего детства, не допуская в него развращающий психику контент.

Гормональный всплеск, который переживают подростки, естественным образом пробуждает у них интерес к собственному телу, а также к теме взаимоотношений полов. И для того, чтобы подросток без вреда для себя смог справиться с подростковыми искушениями, очень важно заложить к этому времени в его душу нравственную основу, сформировать способность к глубоким чувствам в противовес желанию получить наслаждение немедленно. В эпоху гаджетов и клипового мышления задача эта чрезвычайно трудная, но подъемная.

Половое воспитание девочек подростков

Что бы ни говорили западные поборники гендерного равенства, мальчиков и девочек надо воспитывать по-разному. Свобода социальной реализации и свобода гендерной идентичности — это совершенно разные вещи. Мужчины и женщины отличаются и физиологией, и психически. Чтобы человеческий вид не вымер, природа устроила так, что мужчины и женщины в отношениях хотят не одного и того же. Мужчина хочет женщину — в прямом понимании этого слова. Его желание вдохновляет его на труд и на подвиг, ради желанной женщины он готов построить дом, вырастить сына, победить всех врагов и достать звезду с неба. Женщина хочет от мужчины прежде всего защиты и безопасности. Она готова его вдохновлять, быть для него красивой и заботливой — для того, чтобы под его крылом она могла родить и вырастить детей.

Да, бывают исключения. Да, в современном мире женщины стали более самостоятельными и уже не так нуждаются в защите, поэтому роли несколько сместились. И да, бывают разные мальчики и разные девочки. Если мальчик с нежной душой, ранимый и душевно хрупкий — это совершенно не значит, что природа ошиблась и поместила в мужское тело женскую душу. И наоборот, сильная, волевая, крепкая девочка — вовсе не мужчина в женском теле.

Нередко под видом полового воспитания девочкам подросткам транслируют совершенно противоположные смыслы. Под видом гендерного равенства вводят понятие сексуальной свободы, на самом деле называя сексуальной свободой сексуальную разнузданность.

Если уж мы говорим о сексуальной свободе, то для женщины — это свобода сказать «нет», когда не хочется, без чувства вины и последствий в виде насилия или психологического давления. Девочек-подростков надо учить говорить это женское «нет» твердо и с достоинством. Причем делать это надо так, чтобы не привить цинизм и неуважение ко всему мужскому полу, разделяя понятия любовь и влюбленность, желание к эмоциональной близости и половое влечение, чтобы, когда придет время, женщина могла сказать свое искреннее «да».

Очень важно разговаривать с девушками о таких понятиях, как девичья честь и женское достоинство. На примере героев фильмов, книг или на примере реальных ситуаций. К сожалению, массовый тренд, транслируемый в соцсетях, направлен на то, чтобы девушки подавали себя как сексуальный товар. Мужчины с удовольствием пользуются такими девушками, но женятся на других, на тех, в верности которых они будут уверены. Мужчина не может уважать и ценить женщину, которая ведет себя недостойно.

Любовь к чтению классической литературы — один из самых эффективных способов профилактики девиантного полового поведения подростков. Девушка, которая читала правильную литературу, никогда не пойдет на поводу простых инстинктов. Для ее запросов «просто секс» — это мизерное удовольствие. Поэтому она максимально защищена от ранних половых связей и нежелательной беременности — это вообще не ее проблема.

Половое воспитание мальчиков подростков

Чтобы воспитать из мальчика достойного мужчину, мало отдать его на спорт или научить чисто мужским занятиям из серии забить гвоздь или разобрать компьютер. Важно привить ему чувство ответственности, сформировать бережное и уважительное отношение к девушке, помочь осознать высокую значимость роли женщины и красоты целомудрия у девушек.

Конечно, все начинается с теплых и уважительных отношений в семье. Если мальчик не научился любить и уважать родителей, братьев и сестер, ему трудно будет полюбить другого человека. Для юношей особое значение имеет нежное отношение к матери. Обида на мать однозначно формирует плохой сценарий его будущих парных отношений. Такой юноша будет неосознанно выбирать легкомысленных девушек или подталкивать их к провокативному поведению. При этом каждый раз будет страдать от предательства, снова обжигаться и обижаться на весь женский род.

Мальчик в нашем менталитете — это желание быть героем, совершить подвиг. Показывайте, где истинный героизм, а где напускной. Родителям и учителям в школе поможет классическая литература и реальная история нашей страны, богатая настоящими подвигами и героями. Очень важно научить будущего мужчину подчинять пробуждающиеся половые чувства и переживания высшим интересам, интеллекту, воле, творчеству.

Также хорошо вовлекать подростков в социально-полезную деятельность — помощь школе в сборке мебели, посещение подшефного детского дома, участие в конкурсах социальных проектов. Помочь подросткам в их желании к самостоятельному заработку тоже важный шаг на пути к взрослой ответственности и самоорганизации.

А вот увлечение подростков современной музыкой часто носит откровенно деструктивный характер. Имеются в виду популярные в подростковой и даже детской среде рэп-исполнители, употребляющие в своих песнях нецензурную лексику, тем самым легализующие мат.

Как мат влияет на половое воспитание подростков

Впервые информацию о сексе дети получают в дошкольном возрасте, когда слышат мат от сверстника, обычно в возрасте шести лет, плюс-минус год, тогда же «узнаем» откуда берутся дети. Мат и секс — крепко связанные понятия, ведь любое матерное слово семантически — либо половые органы, либо акт соития. Узнать об этом от сверстников — нормально, природно. Когда же дети мат слышат в семье, то это подобно насильному навязыванию информации о сексе в грубой форме. Чувственно же дети воспринимают это как нарушение границ родитель-ребенок, словно он зашел в спальню к родителям и увидел соитие. Психосексуальное развитие ребенка в таком случае притормаживается: он теряет чувство защищенности и безопасности, становится растерян, подавлен, испуган и часто вытесняет эти эмоции.

Кроме того, если подросток растет в атмосфере мата, он получает серьезные психологические травмы, что ставит под угрозу его будущую личную жизнь. Например, девочка в будущем может избегать близости, воспринимать секс как грязь и унижение, ей трудно будет довериться партнеру и почувствовать радость любви. Таким образом девушка, выросшая на мате, лишается огромной части того, что называется женским счастьем.

Публичный мат (от реперов и других «звезд») аналогично перечеркивает восприятие близости между мужчиной и женщиной как чего-то светлого и прекрасного. В еще не созревшей подростковой психике запускается процесс формирования отвратительных ассоциативных связей: «женщина — это телка», «отношения — это случка», кто груб, тот крут и т. д. Самые уязвимые перед влиянием мата оказываются дети, в силу возраста еще не получившие должного чувственного воспитания.

То есть ограждать ребенка от мата, развивать и воспитывать в нем чувства надо задолго до наступления подросткового возраста. Если подросток уже увлекается матерным рэпом, значит у него уже сформировались определенные фрустрации, которые и наполняет такого вида «творчество», запреты в этом случае уже не сработают. Можно только постараться увлечь его чем-то более интересным и перспективным для его будущего. Например, помочь поменять окружение, как вариант — записать на какие-то интересующие его онлайн-курсы или увлечь идеей овладения интернет-профессией.

Резюмируя, скажем, что половое воспитание в подростковом возрасте начинать, увы, уже слишком поздно. И чтобы сделать мальчика-подростка настоящим мужчиной, а девочку-подростка достойной женщиной, начинать надо гораздо раньше того времени, как у девочки начнет расти грудь, а у мальчика пробиваться усы.

Если вас интересуют подробности формирования сексуальности, если вы хотите помочь детям вырасти счастливыми, способным состояться в парных отношениях и в жизни в целом, приходите на вводные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Половое воспитание детей

Половое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в целом, и начинать его нужно с самого раннего детства, но, не забывая о том, что для каждого возраста существует свой необходимый минимум информации. Например, не нужно слишком подробно и научно рассказывать об анатомии и деторождении 5-летнему ребенку, задавшему вопрос: «Откуда я появился?»

Если говорить обобщённо, основная цель полового воспитания — вырастить из мальчика — мужчину, а из девочки — женщину. Оно подразумевает под собой совокупность педагогических мер, направленных на формирование у ребёнка:

  • понимания своей половой принадлежности;
  • модели полового поведения;
  • навыков личной гигиены;
  • представлений о физиологических изменениях, свойственных юношам и девушкам;
  • адекватного, разумного отношения к половому вопросу (тема сексуальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной не должна быть табуирована и вызывать у ребёнка чувство чрезмерного смущения или страха; если у ребёнка появляются вопросы на эту тему, он должен знать, что может обратиться с ними к родителям и получить доходчивые объяснения. В то же время родителям нужно понимать, что чрезмерная открытость в данном вопросе может навредить).

Человек познаёт себя с самого рождения. З. Фрейд утверждал, что в основе психики человека лежит сексуальность, которая развивается по мере взросления. На каждом этапе психосексуального развития формируются определённые черты личности. И то, насколько благоприятно будет проходить это формирование, напрямую зависит от поведения родителей.

Стадии психосексуального развития:

  • оральная (от рождения до 1,5 лет) – в этот период основным органом чувств выступает рот малыша. С его помощью ребёнок удовлетворяет потребность в пище и получает первые приятные ощущения посредством сосания, глотания и, чуть позднее, кусания. Таким образом, первым объектом, доставляющим младенцу удовольствие, является материнская грудь. Ребёнок не отделяет себя от матери и считает грудь продолжением самого себя. Мать не только удовлетворяет потребность ребёнка в пище, но также даёт ему чувство безопасности, спокойствия и защищённости. На этом этапе закладываются такие важные свойства личности, как уверенность, активность, решительность и самостоятельность, либо, напротив, пассивность, неуверенность в себе, вечная потребность в одобрении и поддержке окружающих;
  • анальная(от 1,5 до 3-3,5 лет) – ребёнок учится контролировать процесс дефекации, и это доставляет ему удовольствие. На этом этапе очень важно поведение родителей в плане приучения малыша к горшку. От того, насколько корректно и деликатно будут вести себя взрослые в этом вопросе, зависит формирование его характера. Родителям не следует форсировать события, заставлять, стыдить ребёнка, ругать его за то, что не сразу и не всегда получается. Это может привести к протестам в форме запоров («удерживание»); или же, наоборот, у малыша может сложиться ощущение, что от его успехов в «горшочных» делах зависит любовь родителей, как следствие – проблемы с пищеварением, диареи («выталкивание»). Такие защитные реакции со временем способствуют развитию двух типов характера: анально-выталкивающего (импульсивность, склонность к разрушению, беспокойство, тревожность) и анально-удерживающего (упрямство, скупость, педантизм, перфекционизм);
  • фаллическая (от 3-3,5 до 6-7 лет) – на этом этапе у ребёнка появляется интерес к своему телу, половым органам, начинается процесс половой идентификации. Малыш задаётся вопросами своего появления на свет, замечает различия между мальчиками и девочками, испытывает влечение к родителю противоположного пола (Эдипов комплекс – у мальчиков, комплекс Электры – у девочек). К 6-7 годам ребёнок идентифицирует себя с родителем своего пола. Мальчик хочет быть похожим на отца, а девочка – на маму. В этот период очень важно, чтобы родители подавали детям пример во всём: в поведении, отношении друг к другу, дисциплине, ответственности, гигиене и опрятности. Кроме того, взрослым необходимо быть более внимательными, следить за своими словами и действиями;
  • латентная(от 6-7 до 12 лет) – в этот период заинтересованность ребёнка половым вопросом снижается. Ему гораздо более интересно быть в социуме, строить дружеские отношения со сверстниками, расширять круг общения, приобретать новые знания, развиваться в культурном и интеллектуальном плане;
  • генитальная(с 12 лет) – ребёнок вступает в пору полового созревания. В этот период происходит формирование взрослой сексуальности. Подросток начинает испытывать сексуальный интерес и влечение к противоположному полу, ищет самостоятельности во всём, постепенно уходит из-под контроля родителей. На этом этапе подросток может испытывать сексуальное влечение к сверстникам одного с ним пола. По мнению сексологов, это нормально – подростки экспериментируют. Они вступают в новый, неизведанный этап своей жизни, им хочется больше узнать про сексуальные взаимоотношения, получить свой опыт. Часто они выбирают в партнёры лиц одного с ними пола, потому что те оказываются более доступными, с ними проще установить контакт, наладить близкие отношения. Чаще всего подростковая гомосексуальность – явление временное, переходное. Кроме того, гомосексуальность подростка может носить не истинный, а демонстративный характер, возникая, например, в ответ на слишком жесткое воспитание в семье.

На каждой стадии психосексуального развития происходит формирование личности человека, поэтому помощь и поддержка родителей необходима ребёнку на протяжении всего этого сложного пути. В этом и заключается задача полового воспитания.

Самое важное в половом воспитании детей – доверительные отношения со взрослыми. Чем раньше они установятся и чем прочнее будут, тем проще и родителям, и ребёнку. Если с самого раннего детства ребёнок будет знать, что он честно и откровенно может говорить с родителями на абсолютно любые темы, то гораздо больше шансов, что он расскажет о своих проблемах, сомнениях и тревогах именно им. Задача родителя — дать своему ребёнку уверенность в том, что он всегда будет услышан, понят. Если удаётся достичь таких отношений с маленьким ребёнком, велика вероятность, что и в подростковом возрасте со своими уже не детскими проблемами он придёт к родителям. Вот почему так важно раннее половое воспитание.

Половое воспитание дошкольников

Начинать половое воспитание малыша следует с привития ему элементарных навыков личной гигиены, необходимо приучать ребёнка к чистоте и опрятности, следить за тем, чтобы он вовремя ходил в туалет, чтобы у него было чистое свободное бельё, не оказывающее раздражающего воздействия на половые органы, предотвращать или своевременно лечить глистные заболевания.

Уже с двух лет ребёнок начинает осознавать свою половую принадлежность, изучать своё тело, и в процессе познания себя и окружающего мира он задаёт «неудобные» для взрослых вопросы (откуда он появился на свет, чем отличаются мальчики от девочек и т.п.). Часто взрослые не готовы к таким разговорам, теряются, не знают, что и как ответить. Такое поведение только подогревает интерес ребёнка, создавая вокруг темы искусственный ажиотаж. Не добившись ответов от родителей, ребёнок попробует найти их у более опытных сверстников или в интернете. Родителям нужно держать себя в руках, вести себя спокойно, отвечать на вопросы ребёнка предельно честно, без выдумок, но и без лишних подробностей. Скажем, трёхлетнего ребёнка вполне удовлетворит ответ: «Ты сидел у мамы в животике, а когда тебе там стало тесно и скучно, мама сходила в специальный родильный дом, и там ты родился». Истории про аистов и капусту лучше не использовать, так как рано или поздно ребёнок узнает, что родители зачем-то сказали неправду, и придётся давать объяснения. Когда ребёнок становится постарше (6-7 лет), он может дополнить свой вопрос (А как я оказался у мамы в животе?). Тогда можно показать ему специальные детские книги, энциклопедии, в которых материал изложен достаточно доходчиво, но опять же без излишних анатомических подробностей.

Не страшно, если дошкольник услышит слово «секс» и попросит родителей объяснить, что это такое. Задача взрослых состоит в том, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что это что-то плохое, постыдное, неприличное. Да, есть такое понятие, оно исключительно для взрослых людей, потому что это большая ответственность. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они занимаются сексом, и после этого у них появляются дети. Ребёнок должен понимать, что эта тема не запретная, но она касается взрослых людей, у детей свои заботы, у взрослых – свои.

Важной составляющей полового воспитания является тема половой безопасности. Именно родители должны:

  • привить ребёнку уважение к собственному телу;
  • объяснить ему, что никто из посторонних (исключая врачей и, до определённого возраста, самих родителей) не имеет права прикасаться к ребёнку в интимных местах;
  • научить его говорить «нет».

Половое воспитание подростков

Когда ребёнок вступает в пубертат, у него происходят гормональные изменения. Вопросы взаимоотношений между полами интересуют подростка уже не из праздного любопытства, а потому что он уже сам в той или иной мере начинает испытывать сексуальное влечение. Родителям важно разговаривать с ребёнком. Желательно, чтобы он получал информацию от родителя одного с ним пола, чтобы избежать смущения, которое помешает воспринимать то, что ему пытаются донести.

Что должен знать подросток?

  • физиологическое строение своего тела, понимать и принимать его естественные изменения;
  • правила личной гигиены;
  • что такое секс;
  • что такое сексуальная ориентация, какой она бывает;
  • опасность венерических заболеваний;
  • методы контрацепции;
  • о том, что бывает сексуальное насилие, и как ему противостоять.

Главное, чтобы подросток осознавал, что секс и всё с ним связанное – это большая ответственность.

Половое воспитание девочек

Вести доверительные разговоры с девочками – прерогатива мам. Задача матери – наладить общение с дочерью настолько, чтобы она не постеснялась обратиться к ней с волнующими её вопросами, рассказать о своих проблемах, увлечениях, влюблённостях. Необходимо воспитывать в девочке такие черты, как опрятность, ответственность за свои действия, серьёзное отношение к выбору спутника жизни. Именно мама должна рассказать дочери о вреде беспорядочной половой жизни, о её последствиях. Мать должна выстроить отношения с дочерью, основанные не на страхе, а на доверии и уважении, чтобы в случае нежелательной беременности дочь не побоялась рассказать об этом родителям и попросить их помощи.

Что рассказать дочери в рамках полового воспитания?

  • Что такое менструация, почему и когда она начинается и для чего нужна (учитывая физиологию женского организма, девочка уже к 10 годам должна это знать).
  • Что существует женский врач – гинеколог, какие проблемы он решает и как часто нужно ходить к нему на приём.
  • Что такое секс, что заниматься им нужно по любви, а не по принуждению или из желания поскорее стать взрослой.
  • Что такое мастурбация.
  • Какие бывают средства контрацепции.
  • Что бывают заболевания (даже смертельные), передающиеся половым путём.
  • Что результатом незащищённого секса может стать ранняя, нежелательная беременность.
  • Что такое аборты, и как ранний аборт может повлиять на дальнейшую жизнь.

Половое воспитание мальчиков

В идеале половым воспитанием мальчика с 6-7 лет должен заниматься отец или какой-либо авторитетный мужчина в семье (отчим, дядя, дедушка). Задача матери – стать для сына примером женственности, в ней он должен видеть лучшие качества женщины. Уже с трёх лет сына маме нужно вести себя с ним как с будущим мужчиной. С этого возраста лучше не переодеваться при ребёнке.

Отец должен суметь расположить к себе сына для разговоров на откровенные темы. В мальчике необходимо развивать ответственность, умение принимать решения, уважительное отношение к женщине (девушке, девочке). Причём лучше всего демонстрировать все эти качества личным примером.

Что рассказать сыну в рамках полового воспитания?

  • О присущих всем мужчинам физиологических изменениях (появлении растительности на теле, ломке голоса, поллюциях, утренней эрекции), объяснить, что это не страшно и уж тем более не стыдно.
  • О сексе, методах контрацепции.
  • О мастурбации.
  • О заболеваниях, передающихся половым путём.
  • Об ответственности за свою жизнь и жизнь сексуальной партнёрши.
  • О нежелательной беременности.

Смотрите видео детского психолога на тему «Половое воспитание детей»

При правильном половом воспитании у ребенка есть все шансы стать счастливым в личной жизни и не иметь серьезных проблем, связанных с половой сферой.

Сексуальное воспитание ребенка: 5 щекотливых «нельзя» и немного биологии

На вопрос «Как рассказать малышу о сексе?» психологи единогласно отвечают: честно и просто. Примерно так же, как вы объясняете ему, почему осенью желтеют листья или отчего у велосипеда крутятся колеса.

Главное – не прибегайте к бабушкиным фантазиям про аистов и капусту, иначе вы только запутаете малыша. И, конечно, выберите подходящие возрасту и темпераменту вашего сокровища образы.

А если вы стеснительная особа, вас успокоит опыт многочисленных мам, утверждающих, что сложно начать только первый разговор.

3 года: сочини сказку

Первый интерес к щекотливой теме малыш начинает проявлять года в три. «Мама, а откуда я взялся?» Не отмахивайтесь от подобных вопросов маленького почемучки, просто дайте ему ответы на доступном языке. Психологи уверены, что лучше всего в этом возрасте дети воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Так что приготовьтесь сочинить сказку, где главными героями будете вы, папа и сам ребенок. К примеру, эта история может выглядеть так: «В некотором царстве, некотором государстве жили-были папа-король и мама-королева. Они любили друг друга и хотели, чтобы у них появилась дочка. И вот как-то раз они проснулись, обнявшись, в своей кроватке и поняли, что в животике у мамы кто-то есть. Этот кто-то был очень маленький, но он быстро рос. Когда малыш стал размером с кулачок, придворный доктор сказал, что это девочка, и все сразу решили, что назовут ее Варенькой. Прошло несколько месяцев, и дочка выросла настолько, что ей стало тесно в мамином животе. Тогда она вышла через специальную дверку. Как же все были рады этому появлению!» Поверьте, такой «ликбез» в раннем возрасте облегчит вам жизнь, когда позже чадо начнет задавать более каверзные вопросы.

Не затягивайте

Не растягивайте надолго разговор о сексе. Специалисты давно выяснили, что ребенок может сосредоточиться лишь на 5-7 минут. Лучше оставь его «переваривать» информацию и постарайтесь обойтись без излишней утомляющей дотошности.

Не ругайте

Когда ребенок обращается к вам с вопросом «про это», исключите ответы из серии: «подрастешь – поймешь», «рановато тебе об этом знать» или «вот я сейчас тебе дам за эту гадость». Малыш замкнется и пойдет искать правды в другие места. И, что хуже всего, может больше к вам не обратиться.

Не мудрите

Не стоит сажать ребенка перед собой, как за парту, и сообщать менторским тоном: «А теперь я расскажу тебе о сексе». И тем более не следует после «урока» давать задание прочитать две главы анатомической энциклопедии. Иначе вы можете спровоцировать чадо на поиски менее занудной информации об интересующем его вопросе.

Не хихикайте

Когда малыш впервые подойдет с каверзным вопросом, не хихикайте, не краснейте и не поднимайте брови, иначе он подумает, что спросил о чем-то стыдном, и замкнется.

Не усердствуйте

В стремлении объяснить все подробно не переборщите: даже подросток еще не готов воспринимать яркие сексуальные образы. К тому же своей настойчивостью вы можете невольно сделать из секса культ, а это способно непоправимо навредить вашему ребенку.

5 щекотливых «нельзя»

Хотите вы этого или нет, но рано или поздно в садике или, например, на пляже кроха обязательно столкнется с голеньким представителем противоположного пола. Поэтому не забудьте познакомить чадо с его собственным телом. Расскажите ему о каждой его части: спинке, ручках, ножках и, конечно, половых органах. Объясните, что у девочек и мальчиков они устроены по-разному: у маленьких мужчин похожи на краник, под которым есть мешочек с двумя яичками, а у будущих женщин – на щелочку. На этом можете остановиться.

5 лет: добавьте немного биологии

Будьте готовы, что ребенку, достигшему пятилетнего возраста, мало знаний о том, что он появился из маминого животика. На первый план выходит вопрос, каким образом он туда попал. Вот тут в ответ уже стоит добавить немного биологии и философии. Как считают психологи, самым понятным для малыша будет рассказ о том, что папа так любит маму, что дал ей свою клеточку. Потом она соединилась с маминой, и когда они стали единым целым, из них вырос малыш. Если ребенок удовлетворился ответом, не приставайте к нему с разъяснениями. Время более конкретных разговоров еще не пришло. А если кроха продолжает свои «а почему?», просто объясните, что люди так устроены: любовь рождает следующую жизнь.

Вам не стоит немедленно переключать внимание чада на прекрасные облака, если он во время прогулки по зоопарку вдруг радостно закричит: «Мама, смотри, что это там делают смешные обезьянки?! Зачем та большая прыгает на маленькой?!» Объясните, что именно так животные передают друг другу свои клеточки и скоро у обезьянки-мамы в животике появятся детки. Не переживайте, в пять лет ребенку совершенно не важно, как это происходит технически. Он просто свяжет в своей головке такие любовные игры с появлением потомства. И запомните, ложная информация о взаимоотношениях между полами («детей покупают в магазине») может глубоко отпечататься в его сознании. Со временем эта неразбериха способна перерасти в неувереность или даже ощущение собственной неполноценности.

Даже если вы очень стеснительны, вам придется переступить через себя. Поймите, что, если вы в пять лет не обеспечите малыша ответами, совсем скоро он получит их со стороны. И, возможно, не в самых лучших формулировках, которые способны стать причиной душевной травмы. Кроме того, восьмилетнего ребенка гораздо сложнее убедить в том, что ваши запоздалые истины правдивее тех скабрезных историй, которые он слышал в школьных кулуарах.

8 лет: расскажите о технике

Половое созревание у современных детей начинается гораздо раньше, чем это было у их родителей. Первая менструация у 8-9-летней девочки давно уже перестала быть исключением. Ваша задача – подготовить почву для перемен, которые произойдут не только в теле, но и в голове ребенка. Кстати, психологи не рекомендуют устраивать один «большой серьезный разговор». Специалисты уверены, что будет гораздо лучше, если вы начнете постепенно приоткрывать перед взрослеющим чадом все новые потайные двери. Если вы мама сына, обязательно приобщите к делу мужа: ведь именно от себе подобного мальчик с большим доверием воспримет информацию о ломке голоса и ночных поллюциях. Барышням, у которых нет такой возможности, придется самим объяснять будущим мужчинам, что эти явления нормальны. Расскажите чаду, что поллюции и неподконтрольная эрекция происходят со всеми мальчиками, ведь это проверка члена на дееспособность. «Значит, с тобой все в порядке» будет самым правильным «утешением» для ребенка, обескураженного странным поведением тела. Девочку заранее предупредите о том, что у нее скоро начнет расти грудь и она станет еще красивее. А менструация, хоть и может принести неприятные ощущения, показывает, что юная леди превращается в женщину. Многие подростки воспринимают такие изменения как что-то, мешающее им жить как раньше, и ваша главная задача – примирить их с этими «новинками» и научить не стыдиться.

Имейте в виду, психологи считают возраст 8-9 лет оптимальным для разговора с отпрыском о самом действе – сексе. Для начала сообщите чаду, что у половых органов, которые вы раньше именовали «писями», есть серьезные названия: пенис и влагалище. А затем объясните, что объятия и поцелуи между мужчиной и женщиной очень приятны обоим. От этого пенис увеличивается и твердеет, и тогда его можно аккуратно ввести во влагалище, как ключик в замочную скважину. Через какое-то время из него выходят сперматозоиды – те самые мужские клеточки, о которых вы говорили раньше. Самая сильная из них соединяется с женской, и результатом этого слияния становится ребенок.

Кстати, если малыш принес из школы похожую информацию, только в совершенно похабной форме, не спешите угрожать ему расправой и рвать на себе волосы. Просто объясните чаду, что для описания секса есть не только нежные и красивые слова, но и грубые – их используют глупые и необразованные люди. Не забудьте добавить, что даже последние когда-нибудь влюбятся и станут называть это действо иначе.

«Детский эротический фольклор» – неизбежное возрастное явление, которое уйдет вместе с подростковыми поллюциями. Но только от вас зависит, придется ли вам из-за этих стишков краснеть в кабинете директора. Поймите, чем больше вы станете выказывать свое возмущение, тем интереснее чаду будет повторять похабные песенки. Ведь для него они означают, что он уже взрослый. Просто скажите «большому малышу», что вам не нравятся эти неприличные частушки и что вам и без них известно, что ребенок подрос и стал самостоятельным. А особо смелым мамам психологи рекомендуют продекламировать ребенку что-нибудь из своих школьных сочинений подобного толка. Это только укрепит доверие чада: оказывается, мама тоже кое-что знает о жизни!

12 лет: купите энциклопедию

Первый по-настоящему серьезный всплеск интереса к пикантным вопросам возникает у маленького человека, когда ему исполняется 12-13 лет. Ребенок начинает исследовать тему подробнее и настырнее. Поэтому будьте готовы к неожиданным вопросам из серии «Мам, что такое гей?» или «Кто такие трансвеститы?». Психологи советуют родителям заранее подтянуть знания в этой тематике или иметь под рукой литературу, способную подсказать ответ. И не стесняйтесь признаться: «Дорогой, в этой книге написано лучше, чем я смогу объяснить тебе. Давай посмотрим вместе».

Читайте также:
Как рассказать детям про секс?
Почему важно отвечать на все вопросы, которые задают дети о сексе?
«Половым воспитанием ребёнка должны заниматься психологи, а не родители»

И никогда не ругайте его за подобные вопросы! Если ребенок будет уверен, что может спросить вас обо всем и поделиться с вами любой проблемой, это поможет вам быть в курсе происходящего и вовремя поддержать его тогда, когда это действительно будет нужно. Кстати, именно в этом возрасте необходимо поднять тему контрацепции.

Объясните ребенку, что презервативы, помимо того что из них получаются отличные капитошки, предохраняют от многих очень неприятных проблем. Пусть к моменту, когда подростку понадобятся резиновые изделия, само слово уже не будет вызывать нервное хихиканье.

Вы можете поговорить с чадом на тему контрацепции или вручить ему литературные инструкции. Главное – избегайте жутких страшилок. Не стоит внушать юной девочке, что беременность – это что-то ужасное, ведь рано или поздно ей предстоит стать матерью. Негативная информация может сказаться на ее сексуальных отношениях и даже привести к страху перед появлением собственного ребенка.

Половое воспитание подростков

Тема про половое воспитание подростков обсуждается давно и активно. Медики, педагоги, детские психологи, родители — все задаются одним и тем же вопросом: является ли насущной необходимостью обсуждение с детьми и подростками интимного вопроса? С какого возраста стоит поднимать в разговоре с ребенком тему сексуального воспитания? И кто должен в первую очередь взять на себя ответственность за половое просвещение детей — школа или семья?

Из года в год в интернете и реальной жизни ведутся жаркие дебаты за и против. Сторонники введения обязательного курса по теме сексуального просвещения юношей и девушек объясняют данную необходимость следующим образом:

— низкий уровень знаний у подростков по теме интимных взаимоотношений может стать причиной ранней беременности;
— высокий уровень ВИЧ-инфицирования, прочих венерических заболеваний у молодых людей видится проблемой, вызванной низким уровнем осведомленности по теме сексуальных взаимоотношений;
— подростков всегда интересуют запретные темы. Лучше просветить их загодя, чтобы исключить ошибки, которые дети могут получить, добывая знания «об этом» самостоятельно;
— даже встречается мнение, что нереализованное желание детей узнать все и сразу по проблеме подростковой сексуальности может стать причиной переориентации любопытства в сторону употребления наркотиков;
— сторонники обязательного полового просвещения в школах объясняют необходимость сексуального ликбеза подростков тем, что многие родители испытывают неловкость и неуверенность при обсуждении этих деликатных тем, стараются их избегать или отвечать весьма уклончиво, выдавая небылицы про аиста и капусту.

Последний пункт отозвался во мне воспоминанием об ощущении неловкости и стыдливости перед своим взрослым сыном. Мы вместе смотрели фильм, в сюжете которого содержалась эротическая сцена. По сыну было заметно, что и он ожидал скорейшей смены кадра.

Еще до знакомства с тренингом «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана я попыталась вывести его на разговор о вопросах интимных отношений между юношей и девушкой. На что мой сын дал дипломатичный, но однозначный ответ: «Мама, если ты чего-то не знаешь, спрашивай, я постараюсь тебе ответить». Это означало только одно: мой ребенок не хочет обсуждать со мной эту тему.

И как быть? Настаивать или пусть как-нибудь сам разбирается.

Важные ответы я как родитель и педагог получила на тренинге «Системно-векторная психология».

Половое воспитание детей и подростков: не навредить, желая лучшего

Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал: «Никакие разговоры о “половом“ вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишают ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом».

Обладая знаниями, полученными на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», нельзя не согласиться с этими словами. Но будем последовательны.

Важно понимать, что сексуальность ребенка инфантильна. Это значит, что потребности и интереса к совершению соития с другим лицом в этот возрастной период у него нет. Детская мастурбация — это исследование своего тела на предмет определения его чувствительности, а не поиск возможности вступления в половой акт.
В случае если факт мастурбации обнаружился взрослыми, нельзя стыдить, а тем более запугивать ребенка угрозами, что у него все «засохнет и отвалится»! Эти слова, сказанные самым близким человеком, могут нанести ему тяжелую психологическую травму, последствием которой может стать невозможность в будущем создать парные отношения.

Ребенку не интересен смысл процесса соития как такового, даже когда он понимает различия между мужским и женским полом. Поэтому получение информации от взрослых об интимном процессе является для детской психики огромным стрессом. Он не готов воспринимать эти знания и тем более участвовать в обучении с использованием различных имитаций половых органов человека и иных атрибутов сексуальной тематики.

Трагедия «насильственного» полового просвещения в том, что оно может стать причиной задержки психо-сексуального развития ребенка.

В случае же, если родители берут на себя образовательную функцию «про это», нарушается древний запрет на инцест между близкими родственниками. Это табу надежно «вшито» в наше бессознательное, благодаря соблюдению этого запрета человеческий вид и ныне существует. Этим и объясняются моя неловкость во время совместного просмотра фильма с сыном и его однозначный ответ о нежелании обсуждать со мной темы интимных отношений.

Соприкосновение с этими темами вызывает неприятие и стыд с обеих сторон.

Дети должны узнать, откуда берутся дети, у сверстников, и это природно (естественно). От родителей узнают по запросу и в объеме вопроса:

— Мама, откуда берутся дети, я что-то не понял?
— От любви!

Родителям важно понимать, что ребенок в семье должен быть исключен из любых ситуаций, в которых он может стать свидетелем интимных сцен между матерью и отцом. Даже если он просто слышит «характерные» звуки, у него на базе природного табу сформируется устойчивое непринятие и отрицание сексуального влечения как такового, а его разбалансированное детское воображение «дорисует» и усилит негативные смыслы.

Матерное слово: что скрыто в смыслах?

Матерная речь, брань и ругань стала в нашей повседневной жизни, к сожалению, обыденностью. На мой вопрос в адрес подростков, да и взрослых людей, что есть матерное слово, чаще всего я получаю ответ: «Через матерное слово человек выражает силу своих эмоций». Еще бы! Ведь в матерном слове скрыт смысл силы животного желания.

Каждое матерное слово только на одну тему: о сексуальном. О самом интимном, скрытом от чужих глаз процессе чувственных ощущений между мужчиной и женщиной. Поэтому публичное употребление слов о том, что должно находиться в тайне между двумя людьми, вызывает внутреннее напряжение у того, кто их слышит.

Об этом не говорят прилюдно. На публичное употребление мата был наложен культурный запрет.

Употребление мата в речи взрывает этот запрет и вскрывает животные позывы. Публичный мат обесценивает чувственное переживание между мужчиной и женщиной, превращая интимную близость в животную случку. Наивысшее удовольствие, которое способен испытать человек во время соития, обесцененное матом, воспринимается как нечто отвратительное, опасное и нежеланное.

А если эти слова слышит ребенок от своих родителей? Что чувствует он?

Матерные слова, произносимые при ребенке, лишают детскую психику ощущения спокойствия и защищенности, в которых он нуждается. Когда ребенок слышит от родителя эти слова, он бессознательно воспринимает сказанное как инцест.

Этому я получила подтверждение в своей педагогической практике. В беседе девушка-старшеклассница рассказала, что испытала внутреннее ощущение тревоги, стыда и отвращения в момент, когда ее отец, находясь в сложной ситуации управления машиной, выругался матом, чего не позволял себе в обычной обстановке.

У детей и подростков, слышащих постоянную матерную брань из родительских уст, нарушается формирование правильного отношения к естественному процессу влечения между полами. Это может отразиться на качестве их взрослой жизни: от неспособности получать наслаждение в моменты близости вплоть до отвращения к акту соития.

Сексуальное воспитание через воспитание чувств

Какова роль полового воспитания и образования подростков, отведенная взрослым? Здесь может быть только один ответ: в понимании того, что такое сексуальность.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает единственно верное знание о сексуальности человека.

Сексуальность — это ограничения в мужском и женском. У мужчин это ограничение на сексуальное влечение (нельзя с детьми, подростками, чужими женщинами). У женщин — табу на сексуальное поведение, выраженное женской стыдливостью. Это значит, она привлекает одного, конкретного, а не всех подряд, чтобы мужчины в борьбе за право быть с женщиной не истребили друг друга. Эти ограничения оправданы и регулируют не только сексуальные отношения напрямую, но и отвечают за социальные коммуникации в обществе с целью сохранения и продолжения его существования.

Но сексуальность не базируется только на природных ограничениях. Сексуальность — это в первую очередь чувственность.

Половое воспитание мальчиков подростков и половое воспитание девочек подростков основывается на развитии и воспитании чувственных, душевных, доверительных проявлений в адрес других людей. В детях необходимо воспитывать желание и умение проявлять здоровые эмоции, сопереживать другим, выстраивать прочные эмоциональные связи.

Сексуальное воспитание — это воспитание чувств!

Ребенок, воспитанный в условиях развития душевных человеческих качеств, во взрослой жизни будет понимать ценность интимных отношений и уметь получать наивысшее наслаждение от близости с партнером, построенной на взаимном уважении и доверии.

Развитие и воспитание чувственной сферы формируется через чтение классической литературы. Особенную ценность имеет семейное чтение вслух детских сказок и рассказов на сострадание. Такое чтение укрепляет эмоциональные связи между родителем и ребенком и между братьями и сестрами через переживание общих эмоций.

Коротко о главном

В завершение перечислим основные моменты по теме полового воспитания детей и подростков.
Взрослым важно понимать, что:
— детская сексуальность до момента психического и физического созревания является инфантильной, то есть направленной на самого себя, и не является проявлением желания к половому акту;
— родители не должны быть инициаторами полового просвещения: тема сексуальных взаимоотношений между близкими родственниками табуирована;
— матерное слово, сказанное при ребенке, травмирует его психику;
— здоровая сексуальность — это чувственность, которая воспитывается через чтение классической литературы.

Объемное понимание вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей, складывается на полном тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Эти знания важны и необходимы, потому что в детстве происходит развитие психики — то, какой будет будущая жизнь ребенка, зависит от того, насколько правильно мы смогли развить его природные свойства. Будущее счастье ребенка — в руках взрослых, которые его окружают.

Психологическая грамотная жизнь начинается на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Оксана Адамова
Корректор Далия Конышева

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология – все о детях

13 Сен, 2019 Комментариев: 0 Просмотров: 473
Теги: Всё о детях психология

Читайте также:  Нужно ли потакать капризным девушкам или нет?
Ссылка на основную публикацию