Как помочь ребенку

Совсем несложно: как помочь ребенку с трудной учебой

Далеко не всегда дети готовы понимать родительское «надо». От них можно услышать массу аргументов «против». Учеба, как и работа у взрослых, часто однообразный труд, и от альтернатив поиграть, посмотреть телевизор или зайти в соцсеть иногда невозможно отказаться, не приложив усилие.

<>Возможность вернуть ученика обратно в учебный строй приходится поискать. Кого-то можно вовлечь за компанию, вдохновить поощрениями, предоставленной свободой, кому-то поможет здоровое чувство честолюбия («ты не хуже других»), похвала, воспитательные беседы. Но есть и обязательные для всех пункты «программы по вовлечению».

Взрослые задачи

Задача № 1. Объяснить, зачем учиться. Развить интерес к той пользе, которую приносит изучение разных предметов и наук сейчас и к тому, как пригодятся знания в будущем. Мечтаешь стать известным хоккеистом мирового масштаба и учеба тебе не нужна? А как с иностранным тренером общаться, на зарубежные соревнования ездить? Нужен английский. Давать интервью – русский и литература, ведь быть спортсменом – не значит быть безграмотным.

Задача № 2. Избегать двойных стандартов. Если вы настаиваете, чтобы школьник уделял время чтению, но вас он никогда не видел с книгой, доказать ему важность литературы трудно. Противоречия между требованиями и реальной жизнью расхолаживают.

Задача № 3. Придерживаться золотой середины. Неблагодарное это дело – лепить из гуманитария технаря только потому, что он из семьи потомственных инженеров. Другая крайность – полностью перестать обращать внимание на те предметы, которые даются с трудом.

Задача № 4. Быть осторожнее с критикой. Под давлением школьник выполнит домашнее задание или напишет контрольную, но мало что усвоит, поскольку учеба все больше будет ассоциироваться с чем-то неинтересным и малоприятным. Страх заставляет сосредотачиваться на внутренних переживаниях, а большая часть информации просто пропускается.

У желания корпеть над трудным заданием могут быть и сторонние препятствия. Важно понять, что мешает в каждом отдельном случае. Если это не пробелы в знаниях, неусвоенный вовремя материал и отставание по программе, возможно, это и связанные с успеваемостью конфликты в классе, сложности с учителем, физическая или эмоциональная усталость.

Задача № 5. Создавайте приятные ассоциации, позитивную и комфортную атмосферу во время занятий. Постоянные неудачи в учебе рождают сопротивление и отвращение. Ребенок перестает ощущать контроль над ситуацией, теряет включенность, становится пассивным. Весь его опыт говорит: «Зачем стараться, если ничего не получается?».

«В отношении детей, еще не вступивших в подростковый возраст, лучшей формой обучения является игра и совмещение ее с традиционными формами подачи материала. Логическое мышление и способность прилагать волевые усилия формируются примерно к 12 годам.

Все призывы к сознательности, долженствованиям или «задуматься о своем будущем» раньше этого возраста малоэффективны, ребенок еще биологически не готов понять вас на этом уровне. Будьте проще, мотивируйте в игре и развлечениях. Проявите терпение, внимание, станьте сами отчасти ребенком и тогда вам проще будет понять его.

Отдельного внимания заслуживает снижение мотивации и слабый интерес к учебе со стороны ребенка на фоне сложной семейной ситуации (развод, скандалы и т.п.) Здесь ваша задача становится сложнее, глобально – это нормализация партнерских отношений (в большинстве таких случаев сложности в учебе пропадают). Может помочь совместный поход к семейному психологу (обязательно с папой), тогда психокоррекция поведения будет в разы успешнее»

Консультант психологического центра «Аржаан» Сергей Мостиков

Основные проблемы снижения успеваемости

1. Не усваивает конкретный предмет. Возможные причины: неинтересен предмет, отстал по программе и не понимает, о чем идет речь, учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверкам полученных знаний, конфликты в классе, сложности в общении с учителями.

2. Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. Возможные причины: общение с «плохой компанией», в классе негативное отношения к выскочкам и «ботаникам».

3. Психологический конфликт: разочарование в учебе, депрессия, непонятен смысл учебы для будущего. Возможные причины: конфликты в семье, нет примеров перед глазами, кому подражать и на кого равняться, сложности в общении с близкими, ошибки в воспитании, противоречивые послания от значимых лиц (например: отец требует дисциплины, а мать потакает каждому желанию). Гиперопекающие родители, которые все решают за ребенка, не дают ему расти и развиваться.

4. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. Возможные причины: большое количество секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него нет.

Как еще помочь ребенку

культивируйте чувство ответственности, то есть умения присваивать и успехи и неудачи происходящего своей личности;

удерживайтесь от сравнений, укрепляйте ощущение компетентности, уверенности в себе. Например, организуйте дома «стену почета», где будут развешаны материальные свидетельства достижений (грамоты, медали, успешные работы)

вдохновляйте, поддерживайте увлечение всем, что может поддержать вовлеченность в учебный процесс;

развивайте любознательность, предлагайте нестандартные формы обучения и подачи информации;

играйте в игры, развивайте дух соперничества.

Как помочь ребенку учиться — советы психолога для гиперактивных детей

«Я не знаю, что делать с сыном. Как помочь ребенку учиться, если он не хочет делать уроки?

Он такой вертлявый и неусидчивый, пишет как курица лапой, упражнения делает как попало. Неглупый мальчишка, но в классе получает тройки по невнимательности. Мне приходится сидеть рядом, объяснять и показывать. Но он такой вертлявый: то попить, то в туалет, то по телефону ответить. Как так можно, я не понимаю.

Никакого терпения не хватает. Вчера кричала на него дурным голосом, потому что снова принес плохие оценки. Хоть сама за него уроки делай. Но это ведь тоже не выход, я понимаю. Стыдно, что двойки и тройки приносит из школы.

Как помочь ему учиться? Может, вы как психологи дадите мне совет».

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Вы задали хороший вопрос, а главное, честно себе признались, что не понимаете, как можно помочь сыну в подобной ситуации. Когда мы кричим на детей, то просто расписываемся в своем полном бессилии. На детей вообще кричать нельзя. У них от этого нарушаются взаимосвязи в нейронах. И в этом случае вместо помощи ребенку мы приносим ему огромный вред.

Как же помочь ребенку? Заставлять его делать уроки? Нанимать репетиторов или предлагать свою посильную помощь?

Прежде всего, не волнуйтесь. Вы не одиноки. Даже опытные педагоги и психологи не всегда понимают, как помочь ребенку хорошо учиться.

Мы приоткроем завесу этой тайны и найдем тот самый особый подход к личности ребенка. Поможет нам в этом тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Хорошо учиться в школе может каждый ребенок

Любой ребенок хочет учиться. Он изначально рождается с бесконечной тягой к познанию мира. Первые шаги любой малыш делает с восторгом и воодушевлением. Вот только куда потом девается весь энтузиазм и задор? В какой момент учеба превращается в каторгу для учащегося и страдания для взрослых?

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывается, что у детей с разными векторами есть психологические особенности восприятия информации. И помочь детям учиться можно, используя эту их индивидуальность характера.

Особенности обучения шустрых и подвижных детей

Ваш сын — обладатель кожного вектора. Он мастер многозадачности. Это уникальный природный талант, заданный ребенку от рождения. Особенность такого ребенка — умение очень быстро адаптироваться к любым изменениям. А уж что касается учебы, то именно такие дети могут легко воспринять новую информацию, даже когда «вертятся и крутятся, как юла». Именно такие малыши с детских лет демонстрируют взрослым особую подвижность.

Итак, учитываем, что подвижность и адаптивность к новому — сильная сторона таких детей.

При этом они любят быть первыми во всем. Однако от таких детей не стоит ожидать усидчивости и последовательности в выполнении уроков. Это свойства детей с другим вектором.

И нам, взрослым, нужно быть психологически готовыми к тому, что такие детки никогда не «копают вглубь». Обычно информацию они «схватывают по верхам». Уроки, если вам удается их вовлечь в процесс обучения, делают быстро.

Помочь такому ребенку учиться — это значит показать «пользу и выгоду» в изучении любого предмета. У таких детей логическое мышление. Для них зубрить — это зря тратить время. Их память устроена особым образом. Ребенок связывает информацию в логические цепочки через «пользу-выгоду» и благодаря этому запоминает.

У каждого из нас есть свое представление о том, как нужно помогать ребенку делать уроки.

Но есть одно ТАБУ. Ни в коем случае не делайте задания за ребенка.

Такие шустрые, подвижные дети — часто еще и хорошие организаторы. Они могут быстренько сообразить свою «пользу-выгоду» в том, что мама делает за него доклад, а он получает за это свои пятерочки.

Учиться ребенок все-таки должен сам. Для этого и созданы программы, где особым образом рассчитана посильная для каждого учащегося умственная нагрузка.

Мы же будем помогать ребенку иначе — создавая особые условия для учебы.

Помочь ребенку может режим дня

Взрослые могут помочь подвижному ребенку хорошо учиться. Для этого мы совместно с ребенком составляем режим дня. Это особые условия, где учеба и увлечения, спорт и досуг систематизируются.

В таком режиме дня обязательно должно быть многообразие задач и четкое ограничение по времени их исполнения.

И обязательно «пряник» за исполнение всех пунктов режима. Наградой для таких ребят может быть любая спортивная секция. Они же очень подвижны, вот пусть там и реализуют свое желание прыгать, бегать и соревноваться.

Вам нужно соблюсти порядок. Сначала уроки — потом спорт.

Вот только некоторые советы:

  • Ограничиваем по времени выполнение заданий.
  • Между уроками делаем физкультминутки. Можно приседать, прыгать, отжиматься или просто размахивать руками.
  • Старайтесь строго придерживаться расписания. В случае нарушения придумайте особый штраф. Очень действует на таких деток «штрафное время». За невыполнение какого-то задания из списка вы, например, сокращаете время за компьютером на 15 минут.

Есть еще один уникальный инструмент, который помогает любому ребенку в учебе — это совместное чтение вслух. На самом деле, это волшебный инструмент не только обучения, но и создания особых доверительных отношений с ребенком.

Если вам уж очень хочется помочь уставшему ребенку, то можно читать вслух устные предметы и обсуждать их совместно по ключевым вопросам.
Современные дети растут в другом мире. При этом они способны хорошо ориентироваться в этом океане информации. Задача взрослых — помочь детям адаптироваться и комфортно, с учетом врожденных особенностей, наладить процесс хорошей учебы.

Вот что пишут родители детей, прошедшие тренинг. Изменения в отношении к учебе у детей поразительные.

«…Стала меньше на нее кричать и применять силу. Я много допустила ошибок в воспитании за почти 6 лет. Очень стыдно за себя, когда слышу от нее: «Мамочка, а ты не будешь меня больше поливать водой?» или «Мамочка, ты меня совсем не любишь!». Сегодня я стараюсь быть лучшей мамой для своей любимой дочки. Она меня поддерживает, и я хочу быть для нее человеком в будущем, к кому она всегда может подойти и посоветоваться о самом сокровенном…».

«…Разглядев в детях их вектора, я смогла подобрать для них варианты обучения, которые у них работают. Младший, например, не мог стихотворение в 8 строчек выучить, хоть 3 дня его целыми днями учи. А на тренинге выяснилось, что он, оказывается, все через движения воспринимает. Теперь за полчаса выучивает, когда ставить цель выучить.

Старший заинтересовался программированием, попросился на курсы. Раньше не пустила бы ни за что — и так зрение падает. А сейчас понимаю, это его направление, оно ему действительно может быть интересно и стать делом всей жизни. Так почему нет. »

«…Научите ребенка двигаться к цели, создайте стимул для движения вперед. Не нужно просто так заваливать его новыми игрушками чтобы он наконец успокоился и посидел спокойно, не получится! Через 5 минут вы услышите новое ХОЧУ! Пусть какая-то большая покупка (велосипед) в перспективе станет для него путеводной звездой, пусть немного подождет, вырастит свое желание и получит от покупки еще большее наслаждение. И будьте уверены, ребенок будет и учиться и «хорошо» себя вести, чтобы приблизиться к заветной цели…»

Когда вы хотя бы чуточку понимаете сильные и слабые стороны своего ребенка, у вас пропадает всякое желание кричать на него. Вы просто начинаете пользоваться этими несложными советами, а у ребенка появляется дисциплина и порядок в учебном процессе. Более того, он сам научится вносить некие элементы соревновательности с самим собой. И все вопросы о том, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, решатся естественным образом.

Читайте также:  Почему мужчины смотрят на других женщин?

Автор Виктория Винникова, педагог
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

25 Ноя, 2019 Комментариев: 0 Просмотров: 218
Теги: Всё о детях психология

6 способов научить ребёнка учиться

Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.

Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!

Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.

Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)

Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?

1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям

Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».

2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию

Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.

3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель»

Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.

Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.

Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».

4. Научите его самостоятельно делать уроки

Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.

Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.

Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».

Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».

Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.

5. Делитесь успехами

Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.

В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!

6. Работайте с материалом

Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

Как помочь ребенку хорошо учиться

Как помочь ребенку хорошо учиться? Все желают успешной реализованности своих детей, но лишь немногие задумываются, как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Для многих способствование школьным успехам выглядит как спонсорство учебников, репетиторов, эргономичных пеналов и кучи красивых дополнений, которые теоретически должны повышать мотивацию и эмоциональный фон от занятий. В худшем варианте родители прибегают к наказаниям и упрекам, сравнениям и манипуляторству, что не повышает успеваемость, но может нанести существенный вред личностному развитию.

Как помочь ребенку хорошо учиться – советы психолога

Родители являются фигурами, формирующими познавательный интерес ребенка, из которого складывается тяга и способность к обучению. Не усидчивость, интеллект и дисциплина, а именно интерес способен повысить или окончательно снизить успеваемость. Развитие базового интереса к окружающему миру воспитывается в семье, и если у вас не принято интересоваться новым, никто в семье не занимается развитием кругозора и не интересуется происходящим вокруг, то и у ребенка подобные навыки познания будут отсутствовать.

Кроме того, стоит учитывать, что снижение успеваемости может быть связано с психологическими факторами. Если дома часты скандалы или не хватает родительского внимания и заботы, то некоторые дети выбирают заболеть, а некоторые начинают хуже учиться. Это не обозначает умышленности, просто эмоциональная сфера испытывает перегрузки, и внимание уходит на семейные отношения, более важные, чем школа. Так, что прежде чем нанимать очередного репетитора, задумайтесь, возможно, малыш хочет, чтобы эту тему объяснили ему вы, таким образом, хоть немного поконтактировав со своей семьей.

Читайте также:  Как вернуть мужа после развода

Помимо проблем в собственной семье, плохому усвоению материала может способствовать неблагоприятная атмосфера в самой школе: тираничные и не творческие учителя, травля в классе или несовместимость с соседом по парте, а также обыкновенное снижение зрения могут быть причинами плохой успеваемости. Выбирая способ коррекции успеваемости ребенка, первым делом определитесь в причинах, чтобы не совершать бесполезного.

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе и не навредить собственными действиями поможет знание основных и типичных родительских ошибок в попытках улучшить показатели в журнале, многие из них совершаются по незнанию, некоторые переданы нам воспитанием советского прошлого, а какие-то выскакивают из-за собственной несдержанности. Наблюдая, как тяжело ребенку дается предмет, многие не выдерживают и бросаются помогать, объясняя столько раз, сколько потребуется, помогая выполнять домашние задания и выполняя их за ребенка. Подобная тактика не помогает, а лишь развивает безответственность, поскольку вырабатывает привычку к тому, что будет хорошо, сколько бы времени не осталось, и какой бы сложности задача не была. У родителей подобная практика отнимает много времени и нервов, часто подобные совместные учения превращаются в пытку для обоих.

Оптимальным вариантом будет оставить исключительно проверку и контроль выполнения задания для младших классов, и полную самостоятельность для старших. Вы можете объяснить материал, если ребенок сам попросил о помощи, но подобная ситуация не стала привычной. Если же предмет сложен – стоит нанять профессионального репетитора. Умейте разграничивать собственные возможности и не брать больше на себя, чем умеете.

В дополнительных занятиях будьте аккуратны, посоветуйтесь с ведущим педагогом, поскольку ваше видение успеваемости и его оценка нормы могут расходиться. Грех многих родителей – стремление вырастить гения, разбирающегося во всех научных областях к десяти годам. Такие родители набирают преподавателей и дополнительных кружков, расписывая день ребенка поминутно, а результата нет. Возможно, нет результата, который вы себе придумали, и учитель сообщит о достаточно высоких показателях вашего чада. А возможно наступление обратного эффекта, когда перегруженная психика включает процессы торможения и больше не способна воспринимать информацию, при этом наблюдаются различные эмоциональные нарушения.

Чтобы помочь наладить учебу, стоит начать с нормализации всего дня, которая подразумевает контролированное использование планшетов и компьютеров, поддержание режима дня. Многие проблемы уходят, если наладить сон, исключив ночное бодрствование, тогда появляются силы и активность на восприятие информации днем. Еще одна базовая вещь, о которой могут позаботиться родители – рацион, содержащий все необходимые элементы, а также обустройство соответствующего уголка для обучения дома (кухонный стол или диван перед включенным телевизором – не являются удовлетворительными вариантами).

Главная поддержка и помощь от родителей – это общение, а не научение. Развитие самостоятельного интереса рождается при открытом взаимодействии и наличии рядом людей, с интересом обсуждающих различные темы, живо делящихся своим опытом. Чем больше вы разговариваете, тем масштабнее формируется кругозор ребенка, что позволяет ему не уперто заучивать материал, а понимать его, а также выстраивать взаимосвязи между предметами. Замените раздражительность интересом, даже если это сотый вопрос за час, и вы не знаете ответа, лучше предложить поискать ответ вместе или спросить мнение ребенка, чем отмахиваться и кричать, раздражаясь. Вообще больше используйте мотивирующих слов, похвалы и побольше внимания уделяйте ребенку. Данная стратегия поможет и успеваемости, и предотвратить семейные кризисы, и поспособствовать скорейшему формированию целостной и зрелой личности.

Работайте над развитием стремления к познанию вообще в вашей семье, потому что, сколько бы ни бились самые талантливые педагоги, а любовь к чтению не придет к тому, кто не видел своих родителей за книгой. Заведите традиции в совместном посещении музеев и выставок различных направлений, мастер-классов и представлений, встреч с мастерами своего дела, смотрите научно-популярные фильмы и передачи, а после художественных устраивайте небольшие обсуждения. Все это вместе формирует интерес к миру, дает знания автоматически и через интерес, кроме того формирует базовую культуру на автоматическом уровне и развивает вербальный интеллект. Расспрашивайте ребенка о происходящем в школе, не ограничиваясь списком оценок и домашних заданий. Узнавайте об отношениях в классе и с учителями, что интересного происходило на переменах и в столовой. Хвалите и поддерживайте, показывайте искренний интерес и память о прошлых событиях – это позволит ребенку больше вам открыться и тогда, если будет назревать какая-то критичная ситуация вы сможете ее предотвратить или как минимум не будете наседать с новым репетитором, когда ваш малыш поругался с лучшим другом и теперь ему оценки не важны.

Чтобы ребенок ориентировался в происходящем необходимо четкое понимание расписания уроков, заданий, дополнительных секций. Расписание это должно быть составлено вами совместно с ребенком, где он выступает творцом, а вы лишь корректируете это в выполнимую форму. Данный график повесьте на видном месте, что позволит ребенку более эффективно планировать время и понимать к чему приведет задержка в выполнении одного из пунктов. И пусть дизайн у графика будет прикольный и веселый, а не строгий и грустный, как в офисе техника пожарной безопасности. Это же касается предметов, необходимых для учебы, ведь яркие скрепочки, цветные ручки, специальные папки с изображениями любимых локаций помогают поддерживать эмоциональный фон. Все что касается канцелярии – пусть ребенок выбирает самостоятельно, потому что главная ее цель не писать и чертить, а вызывать желание ею пользоваться. Помните об этом правиле, пытаясь экономить и принося с работы серые, обезличенные принадлежности для ребенка (декорируйте их, а если это будет совместное творчество, то вообще прекрасно).

Если вы замечаете, что какой-то предмет вызывает больше интереса, чем остальные, то имеет смысл поддерживать эти увлечения дополнительными наборами, которых масса в детских магазинах или походами в соответствующие учреждения. Не пытайтесь добиться одинаково высоких оценок, ведь у всех различные предрасположенности, а подравнивая показатели можно упустить шанс развития таланта.

Как помочь рассеянному ребенку хорошо учиться

Рассеянность проявляется в нарушениях внимания и памяти, причин для подобного состояния множество и если вы часто слышите в адрес своего ребенка, что он неорганизованный и невнимательный, причем согласны с данными характеристиками, то первоначально нужно установить причину. Именно причину, потому что нарушение внимания не является сознательным актом и это не проявление упрямства или тяжелого характера, бороться с которыми можно методами воспитания. Любые отклонения в сфере внимания свидетельствуют о физиологических нарушениях и неполадках в состоянии здоровья.

Неспособность длительное время сосредоточиться на предмете, что как раз и называют рассеянностью, может быть вызвана рядом физиологических причин, самая простая из которых – усталость. Усталость свойственная всем людям и если внимание вашего ребенка падает к концу дня, то нужно грамотно пересмотреть режим дня, проследить за качеством ночного отдыха, возможно, увеличить перерывы между школой и выполнением домашнего задания. Тяжелые формы расстройств астенического спектра, включающие в себя также и рассеянность, как невозможность длительной концентрации, не убираются простым налаживанием режима, и если помимо внимания, вы замечаете снижение еще нескольких функций (памяти, скорости реакции, настроения и т.д.), то стоит обратиться на консультацию к специалисту и подобрать правильное корректирующее лечение.

Если же на рассеянность жалуются учителя, то проследите за требованиями и ходом процесса обучения – если все построено на системе наказаний и ребенок запуган, то внимание будет уходить на отслеживание реакций учителя, а не на задания, если же под невнимательность вписывается недопустимость ошибок, то необходимо поднять данную тему с педагогом, поскольку ошибки в учебной деятельности являются нормой.

Ваша задача, как родителя, проявлять максимальную чуткость и ставить на первый план интересы и потребности собственного ребенка, и если ему сейчас необходимы более длительные перерывы, лояльное отношение и прочие поблажки, то вы можете договориться об этом с преподавателем или сменить учебное учреждение. Точно также важно вовремя заметить физиологические нарушения, которые иногда обусловлены врожденными особенностями, но проявляются только в школе при столкновении с новым уровнем сложности и незамедлительно воспользоваться помощью специалиста.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Как помочь ребенку подтянуть учебу

Родители учеников бывают двух типов: одни думают, что ребёнок может самостоятельно выполнять задания, а другие каждый день проверяют, сделал ли ребёнок все уроки. Одни не хотят заново углубляться в сложные законы физики, теории математики и элементы химии, а другие вспоминают всё, что когда-то учили, либо нанимают для ребёнка репетитора, порой даже не одного. Как же найти золотую середину в этом сложном, но требующем решения вопросе?

Как развить у ребёнка учебные навыки

Сегодня качественное образование стало одним из главных приоритетов в воспитании ребёнка. Поскольку с хорошими знаниями не рождаются, необходимы большие усилия родителей. Участие взрослых в развитии ребёнка оказывает значительное воздействие на дальнейшую учёбу в школе.

Всё-таки немаловажно то, как организован день ребёнка. Важно ли правильное питание? Естественно, от этого зависит успеваемость в школе и на дополнительных занятиях. Например, если ребёнок будет хотеть есть, будет испытывать дискомфорт в животе, то ни о чем другом, кроме еды, думать не будет. Также не стоит забывать, что постоянно сидеть и зазубривать материал из книжки ребёнок не сможет, поэтому преподнесение материала в игровой форме придаст красок процессу обучения, кроме того, ребёнок лучше запомнит необходимый материал.

Преумножение словарного запаса способствует развитию памяти и восприятию новой информации, а значит, игры в ассоциации либо «Запомни, что видишь» будут хорошей тренировкой.

Ребёнку необходимо приобретать навыки самообслуживания. Если у него в привычке каждый день по утрам чистить зубы, убирать за собой вещи и самостоятельно одеваться, он быстрее осознает важность каждодневного выполнения уроков.

Ошибки родителей

Главная проблема —выполнение домашних заданий. Дать понять ребёнку необходимость уделять время урокам не только в школе, но и дома — задача не из лёгких, и родители нередко совершают ошибки. Обратите внимание на следующие моменты:

  1. Попробуйте не быть вторым учителем для ребёнка.
  2. Не стоит делать из детей маленьких учёных. Это приведёт к разочарованию и конфликтам в семье.
  3. Поощряя материально, готовьтесь к тому, что ребёнок не станет ценить обучение, а просто будет стремиться к материальному.
  4. Правильное распределение времени и сил поможет ребёнку быть менее усталым и делать больше и даже быстрее.
  5. К. Каждый ребёнок учится в своём темпе: один сделает математику за 15 минут, а другому и часа будет мало.
  6. И один из главных моментов: такое наказание, как не пускать гулять, пока не сделает все домашние задания, будет эмоционально угнетать ребёнка, и у него появится привычка манипулировать родителями.
Читайте также:  Как развестись с мужем без скандалов? Советы психолога

Что делать?

Только родители могут помочь детям обучаться лучше.

Необходимо контролировать выполнение уроков ежедневно, но при этом делать домашнее задание ребёнок должен самостоятельно. Со временем не будете проверять всё подряд, а сосредоточитесь только на самом сложном. При этом ребёнок сам станет решать, где необходима помощь родителей и когда стоит просить о ней.

Домашние задания нужно начинать делать с трудных предметов, на которые затрачивается больше сил. Необходимо приучить ребёнка сначала писать в черновике, тогда, переписывая в чистовик, он заметит свои ошибки. Небольшие перерывы во время выполнения домашних заданий необходимы для грамотного распределения сил. Возможно, родителям придется немного поучиться, почитать какой-то материал, чтобы объяснить тему ребёнку.

Способы повышения успеваемости в школе

Если ребёнку стало тяжело учиться и упала успеваемость в школе, то необходимо принять меры.

Во-первых, стоит поговорить с самим ребенком и выяснить, что его беспокоит. Во-вторых, надо пообщаться с преподавателем и узнать о проблемах ребёнка.

Проблемы могут быть разные: здоровье, конфликт со сверстниками либо пробелы в усвоении материала. Для того чтобы повысить успеваемость, необходимо создать комфортные условия на рабочем месте ребёнка. Надо убрать отвлекающие предметы, такие как: компьютер, телефон, телевизор. На время выполнения домашнего задания родителям потребуется мужество, чтобы тоже отказаться от этих вещей. Описанные методы применимы для детей начальной школы. Детям старшей школы при проблемах с учебой придётся нанять репетитора. Независимо от возраста дети должны понимать, что их работа так же важна, как и работа родителей. Лучшая помощь ребёнку — понимание и поддержка родителей.

На заметку

Часто причиной отставания в школе становится перегруженность ребёнка. Если будет много дополнительных занятий, это заберёт у ребёнка все силы, что помешает выполнять домашнее задание более качественно. Лучше пусть ребёнок ходит на один или два кружка, но добьётся определённых результатов в этом.

Советы, как помочь ребёнку с домашним заданием

Содержание:

В некоторых семьях можно наблюдать такую картину – все домочадцы пытаются проштудировать со школьником учебник, на пальцах объясняют ему законы физики, приводят примеры из жизни, но в конце он всё равно твердит, что так ничего и не понял. На этот случай можно воспользоваться некоторыми полезными советами, как помочь ребёнку с домашним заданием.

Быть спокойным

Объясняя отпрыску сложную тему, родителям важно не злиться на него и сдерживать рвущееся наружу раздражение. Не нужно накручивать себя чем-то вроде испорченных генов, вспоминать дальнего родственника, имевшего психические отклонения, не искать связи между интеллектом ребёнка и уровнем просматриваемых им телевизионных программ.
У младших школьников чаще причиной непонимания материала является не лень или глупость, а то, что в силу возраста у него ещё не сформировались познавательные функции. Не нужно на него давить и торопить, ведь под воздействием стресса появление у него учебных навыков ещё больше задержится. Лучше сделать с ним небольшую гимнастику, после которой у него появится больше желания приступить к работе.
Ребёнка нужно одобрять и поддерживать в процессе обучения. Зачастую проблемы с обучением кроются именно в неблагоприятном психологическом настроении ребёнка, например, когда он погружен в свои переживания, расстроен, с тоской ожидает, как его сейчас начнут воспитывать и прорабатывать, указывая на недостаток усидчивости и способностей.

Из «проблемы» нужно сделать «задачу»

То есть, непонимание ребёнка не считать проблемой, а своей задачей, как заботливого родителя, максимально понятно разжевать ему правила деления. Если данный способ также оказался не эффективным, то нужно найти какое-нибудь другое решение, третье – пока не получится.

От простого к сложному

При объяснении материала нужно идти от простого к сложному, чтобы вначале ребёнок понял простые правила, а затем уже пытался анализировать более сложные конструкции.
Нужно следить за реакцией ребёнка, для которого задание не должно показаться слишком тяжёлым и утомительным. Если станет ясно, что он с темой не справляется, её нужно разделить на куски и продолжить объяснение по каждому из них в отдельности.

Заинтересуйте ребенка

Усвоение материала пойдёт гораздо проще, когда ребёнок сам видит смысл в изучении непростого для него вопроса. Так, повадки животных и устройства двигателя внутреннего сгорания обычно интересуют школяров больше, чем спряжения глаголов. Ребёнка нужно убедить, что владение словами также может пригодиться в жизни – хотя бы, чтобы не опозориться, рисуя граффити на стене.
Такой поворот мысли может возбудить у него больший интерес к грамматике. В школе учителя регулярно используют подобные приёмы, чтобы убедить класс, что без усвоения сегодняшней темы ему дальше просто не прожить.
Если повествование о том, как при ремонте дачи может помочь тригонометрия, ученика не убедил, то можно избрать другой способ привлечения внимания к предмету. Например, использовать игровые элементы, а если речь идёт о первоклашке, то лучше, наоборот, вплести обучающие моменты в игру. Можно построить дом для золушки, которой придётся добираться на бал по замысловатой зигзагообразной траектории. Принцессе можно соорудить корону в форме правильной пирамиды. Ведь хорошо известно, что в игре дети намного быстрее схватывают информацию, и этим нужно смелее пользоваться.
Нужно сделать условия задачи более интересными для ребёнка, либо приукрашивая, либо упрощая их. Всем известны классические задачи про пешеходов, с маниакальным упорством пытающихся попасть из пункта А в пункт Б. Но детям совсем не интересно решать проблемы этих безликих существ из учебника математики. Поэтому их можно заменить более живыми персонажами, со своими характерами и целями, да и путь сделать более живописным. Тогда у ребёнка может проявиться интерес к задаче, ведь в голове у него будут фигурировать яркие образы, с которыми он сможет совершать умозрительные действия. Измерение глубины обычного колодца его вряд ли заинтересует, но вот если на его дне спрятаны сокровища, то это будет совсем другое дело.
Можно задачку из учебника написать крупными печатными буквами в виде рекламного буклета – глаза ребёнка скорее уцепятся за такой текст, и решение получится быстрее.

Школьные годы являются сложным периодом в жизни ребёнка, но они же и самые интересные. Особенно труд .

Визуализировать задания

Информацию нужно подавать наглядной, не зря же люди выдумали учебные материалы и счётные палочки. Нужно представить наглядно описанную в учебнике задачу, линию магнитного поля наметить горошинами, гримасой обозначить запах сероводорода. При любой возможности нужно рисовать картинки и таблички, чтобы ребёнка окружала инфографика. На первом этапе для ребёнка важнее усвоить логику, а с формулировками можно разобраться позднее. Помочь могут познавательные фильмы из интернета, однако не следует оставлять ребёнка один на один с экраном, когда там раскрывается непонятная тема, ему могут помочь вовремя поданные родителем комментарии к картинке.
Некоторые педагоги и специалисты по семейному обучению рекомендуют использовать ключевые образы. Почти в любом школьном предмете существуют базовые модели, после усвоения которых ребёнку проще будет познавать данный предмет. К таковым относятся: числовая ось, глобус, схема атома, система координат, периодическая таблица Менделеева и т. д.

Придумать расписание

Нередко дети тянут до последнего с выполнением домашнего задания, чем портят вечер и себе, и родителям. Этого нужно стараться избегать, а помочь в этом может составленное вместе с учеником расписание домашних занятий. Время для них нужно выбирать с учётом интересов ребёнка. Нельзя сесть за учебники на несколько часов кряду. Нужно делать регулярные перерывы, чтобы выпить чай с кексом, посмотреть короткий мультик или просто побегать. Если школьник будет точно знать, сколько времени ему отведено на поглощение знаний и что после этого он получит заслуженный отдых, то его будет проще и усадить за уроки.

Помогать лишь в случае, когда попросит сам ученик

Родители должны всегда помнить, что домашние задания даются не им, а их ребёнку. У некоторых велико искушение решить за минуту простейшую задачку или за 10 минут написать сочинение, над которым бедолага корпит второй час. Но лучше подавить в себе это желание и не лезть к отпрыску с советами. Домашнее задание, кроме прочего, должно научить школьника самостоятельно организовывать, планировать и оформлять задания. Никому не нужно, если он радостно предоставит учителю сложное и вычурное решение задачи, на самом деле сделанное его папой. Ему можно просто подкинуть несколько идей и обеспечить технической базой, но удерживать себя от желания всё сделать своими руками, облегчая тем самым жизнь ученику.
Также рекомендуется во время совместных занятий не требовать от ребёнка, а рассказывать ему. Дети вообще гораздо лучше слушают, когда им рассказывают истории, а не нудно штудируют страницы учебников.

Не допускать негативной оценки работы ученика

Критика стараний ребёнка не только непродуктивна, но она подавляет его умственную деятельность. Чем больше родители его будут «пилить», тем меньше он будет способен понимать. Нельзя ему указывать, что с этой задачей папа бы справился за 5 минут, также следует исключить формулы прямого внушения, использующие слова «всегда», «никогда», «опять», «вечно» и давать ребёнку негативные оценки, называя его невнимательным, ленивым и т. д. Если повторять такие фразы постоянно, то ребёнок уверится в том, что он на самом деле мало знает и умеет, а это убьёт его интерес к дальнейшей учёбе.

Степень успешности осуществляемой школьниками учебной деятельности обусловлена вниманием. Данному пс .

Не отвлекаться

Некоторые родители не хотят терять времени, поэтому оставляют ребёнка делать уроки в одиночестве, в то время как сами занимаются своими делами или отдыхают. Но школьники младших классов ещё не умеют концентрироваться, к тому же, их дополнительно отвлекают мысли о занятиях других членов семьи. Им кажется, что пока они сидят за учебниками, что-то важное в их жизни проходит мимо. Поэтому с педагогической точки зрения лучше дать ребёнку аналогичный пример – сесть рядом с ним и читать книгу, работать с документами, изучать счета и пр. Желательно создать в комнате тишину, чтобы ученика не отвлекало ни радио, ни телевизор.

Не стоять над душой

С одной стороны, обычно дети нуждаются в помощи и некотором надзоре при выполнении домашних заданий, но с другой стороны, над ними не следует стоять безотрывно. А у старшеклассника достаточно спросить, все ли задания он уже выполнил. Если продолжать и в этом возрасте удушающий контроль, то школьник свыкнется с мыслью, что сам он ничего самостоятельно сделать не может, у него будет снижена сосредоточенность.

Искать наводящие варианты

Еще один совет, как помочь ребёнку с домашним заданием: не следует сразу расписывать ему решение задачи, которая вызвала сложности. Понятно, что это проще всего. Со временем методики решений изменяются, и современные дети решают одни и те же задаче иначе, чем решали их родители. Но главное – отпрыска нужно приучать к самостоятельности.

Ссылка на основную публикацию