Формирование здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни

ГБУ РО “КБ им. Н.А. Семашко”

Отделение восстановительного лечения

Врач ЛФК Игнатьева С.С.

На сегодняшний день здоровый образ жизни (ЗОЖ) не имеет четкого определения. Однако в общих чертах его можно свести к следующему: это поведенческий образ жизни направленный на повышение иммунитета, профилактику болезней, укрепление здоровья.

В последнее время, проблема и необходимость формирования здорового образа жизни стала более актуальна. Это связано с тем, что глобальная урбанизация, плохая экология, развитие технического прогресса, который способствует меньшей активности человека, угрозы техногенного характера и множество других негативных факторов с каждым днем все больше вредят организму человека.

Органы здравоохранения и государственные структуры активно пропагандируют здоровый образ жизни, однако результатов пока достигнуто мало. Дело в том, что для формирования ЗОЖ необходима личная мотивация каждого индивида, а также возможность его реализации как в материальном плане, так и в плане социальной оценки.

Государственные программы формирования ЗОЖ

Любое государство имеет своей целью сохранение и защиту здоровья своих граждан. В реализации этой задачи видится доступность медицинского обслуживания населения, а также продвижение в жизнь различных программ по бесплатному проведению профилактических мероприятий для малообеспеченных и льготных категорий граждан.

Государство проводит стимулирующие и запрещающие меры, в том числе на финансовом и законодательном уровне. К таким мерам можно отнести запрет на производство и использование наркотических веществ (исключая медицинские цели), их употребление и распространение, которые караются уголовной ответственностью, запрет на распространение рекламы на табачные изделия и спиртные напитки, ограничение их продаж в определенных местах, возрастные ограничения на их приобретение, повышение акцизов, стимулирование пропаганды ЗОЖ в средствах массовой информации, введение в образовательные программы специальных курсов, направленных на пропаганду ЗОЖ.

Основная работа по формированию ЗОЖ ложится на плечи здравоохранения, однако без государственной поддержки — как в правовом плане, так и в финансовом — такая программа реализуется крайне медленно.

В этом направлении со стороны здравоохранения должны быть выполнены действия по предоставлению населению консультативной помощи в медицинских учреждениях.

Важную роль имеет подключение к процессу формирования здорового образа жизни средств массовой информации, которые должны активнее вести пропаганду среди населения о негативном отношении к лицам, ведущим нездоровый образ жизни и, наоборот, поощрения и стимулирования занятий физкультурой и спортом, положительного отношения и культивации физически красивого и здорового тела, а также побуждение к отказу от вредных привычек. В плане последнего, также следует отметить ограничительные меры, вводимые государством.

Принципы формирования здорового образа жизни

Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.

Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.

Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.

Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.

1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельности (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.

2. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.

4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.

5. Сексуальная активность.

6. Здоровое старение — это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.

7. Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

Правила здорового образа жизни

Каждый человек стремится к формированию здорового образа жизни, но далеко не каждый достигает этой цели. Все дело, скорее всего, в том, что люди просто не знают с чего начать ведение ЗОЖ, либо никак не могут заставить себя менять что-то в своей жизни. Начинать нужно с главных правил ведения ЗОЖ и следовать им постоянно.

Главные правила по ведению здорового образа жизни

1. Активное движение.

Тело человека так устроено, что оно просто не может постоянно находиться в одном месте и в одном положении. Например, сидя целый день перед компьютером на работе, вы на самом деле подвергаете организм сильному стрессу. Каждое утро делайте зарядку минимум 30 минут. Желательно посещать тренажерный зал, что позволит полностью и грамотно проработать каждую мышечную группу.

2. Откажитесь от вредных привычек.

Алкоголь и табак разрушают наш организм, это как бомба замедленного действия. Даже в небольших дозах эти вещества оказывают пагубное действие на организм, которое проявится если не сейчас, то в следующих поколениях, постепенно разрушая ДНК.

3. Правильно питайтесь.

Питание должно быть сбалансированным. Пропорции БЖУ в рационе питания должны быть следующими: белки 20-30%, жиры 10-20%, углеводы 50-60%.

Энергетическая ценность продуктов должна соответствовать энергетическим затратам организма.

Употребляйте достаточное количество фруктов и овощей, чтобы организм получал достаточное количество витаминов.

Ограничьте потребление соли и сахара.

Употребляйте достаточное количество воды, рекомендуется не менее 2.5 литров в день.

Нужно соблюдать режим питания. Режим-это регулярность чередования приемов пищи. Правильнее кушать понемногу, но 5-6 раз в сутки.

Крепкий и здоровый сон укрепляет иммунитет и способствует долголетию. Спите не менее 8 часов.

5. Избегайте стрессовых ситуаций.

Стресс создает сильную нагрузку на вашу нервную систему. Истощенная ЦНС приводит к ослаблению иммунитета и защитных сил организма. Поэтому оставайтесь всегда на позитивных эмоциях и чаще улыбайтесь!

Закаливание помогает организму лучше справляться с простудными заболеваниями, т.к. тренирует защитные силы организма.

7. Следите за личной гигиеной.

Соблюдение личной гигиены защитит вас от разных бактерий и микробов, которые скапливаются на коже, руках, волосах, под ногтями и во рту.

Ведите здоровый образ жизни. Успехов вам и удачи!

Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни

“Здоровье – всему голова”

Цель:

  • пропаганда здорового образа жизни школьников;
  • осознание учащимися своего отношения к здоровью и формирование личной ответственности за его состояние;
  • способствовать росту самосознания и самооценки подростков, чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Задачи:

  • распространить среди подростков информацию о том, к каким последствиям может привести курение, употребление алкоголя и наркотических средств; сориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
  • развить умение аргументировать свою точку зрения.
  • помочь школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков, осознать глубину данной проблемы.
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

3. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

4. РАСПОРЯДОК ДНЯ

6. РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Эта тема очень актуальна.

Актуальность ЗОЖ вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.

ЗОЖ предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

ЗОЖ в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию нашего государства и здорового общества.

С чего же должен начинаться наш день, чтобы с утра уже мы позаботились о своем здоровье?

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы успешно решать основные жизненные задачи преодолевать трудности а если придется то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о томчто у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии) вызывающей преждевременное старение другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения склероза сосудова у некоторых – сахарного диабета третьи не умеют отдыхать отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Труд – истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы “износ” организма, чрезмерный расход сил и ресурсовпреждевременное старение. Труд как физический так и умственный не только не вреден но напротив систематический посильныйи хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему сердце и сосуды костно-мышечный аппарат – на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот кто много и хорошо работает в течение всей жизни.напротив безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической так и умственной. Равномерная ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих чем смена периодов простоя периодами напряженной спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Для работника важна удобная рабочая форма он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т.п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утрос сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека (“контрастный” принцип построения отдыха).Людям физического труда необходим отдыхне связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек много времени проводящий в помещении должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе.Городским жителям желательно отдыхать вне помещений – на прогулках по городу и за городом в парках на стадионах в турпоходах на экскурсиях за работой на садовых участках и т.п.

РЕЖИМ СНА

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон.Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал что сон- это своего рода торможение которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит то он встает утром раздраженным разбитым а иногда с головной болью.

Определить время необходимое для сна всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению некоторые люди рассматривают сон как резерв из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности снижению работоспособности повышенной утомляемости раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее чем за 2-2,5 ч. До сна.Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении неплохо приучить себя спать при открытой форточке а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным не затрудняющим кровообращение. нельзя спать в верхней одежде. не рекомендуется закрываться одеялом с головой спать вниз лицом : это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время – это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет,сидячий,, образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры.

Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая что выявляется при любой физической работе.

Читайте также:  Куда можно пригласить девушку на первое свидание?

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышца не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей ведущих,сидячий,, образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ходьба является сложнокоординированным двигательным актом, управляемым нервной системой она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела. Ее как нагрузку можно точно дозировать и постепенно планомерно наращивать по темпу и объему При отсутствии других физических нагрузок ежедневная минимальная норма нагрузки только ходьбой для молодого мужчины составляет 15 км., меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии.

Таким образом ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня успокаивает возбужденные нервные центры регулирует дыхание.Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом затем столько же – быстрым спортивным шагом и т.д.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы отдыха приема пищи сна.

Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы бытовых условий привычек и склонностей однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня.Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов.

Очень важно чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время.Таким образом вырабатываются условные рефлексы. Человек обедающий в строго определенное время хорошо знает что к этому времени у него появляется аппетит который сменяется ощущением сильного голода если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры.Однако сам распорядок является своеобразным стержнем на котором должно базироваться проведение как будничных так и выходных дней.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма.К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания – воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. они укрепляют нервную систему оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды нормализуя артериальное давление улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36 o С),постепенно переходя к прохладной а затем – к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.

Физически здоровым и закаленным людям при соблюдении определенных условий можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой

Люди питаются по-разному однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми. Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной т.е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества.

Нельзя допускать переедания :оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например обильное введение жиров или углеводов повышенное потребление поваренной соли).

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день но чрезмерными порциями т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед а самым легким – ужин. Вредно во время еды читать решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть обжигаясь холодной пищей глотать большие куски пищи не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. без горячих блюд.

Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии.Человеку пренебрегающему режимом питания со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварениякак например язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений царапин и кроме того способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Л. А. Лещинский “Берегите здоровье”
  2. Г. И. Куценко Ю.В. Новиков
  3. “Книга о здоровом образе жизни”
  4. В. И. Воробьев “Слагаемые здоровья”
  5. Н. Б. Коростелев “От А до Я”
  6. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев “Школа здоровья”

Формирование здорового образа жизни школьника

Формирование здорового образа жизни у школьника
«Здоровье-это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость)

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Здоровый образ жизни школьника включает:

занятие физическими упражнениями

соблюдение режима дня

соблюдение норм гигиены

отказ от вредных привычек.

Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.

Правильное питание школьника должно быть:

сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;

полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.

У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.
Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.
Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

учебные занятия в школе;

учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

занятия физическими упражнениями;

занятия в свободное время.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;

повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;

рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.

Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность в сне составляет:

в 10-12 лет – 9-10 часов,

в 13-14 лет – 9-9,5 часов,

в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

Читайте также:  Как помочь ребенку

Народная мудрость гласит:

«Какова еда и питье – таково и житье».

«Ешь правильно – и лекарство ненадобно».

Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье.
Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.

Формирование здорового образа жизни населения

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная,

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь

без него становиться нестерпимой и унизительной».

Мишель де Монтень

На современном этапе в основу гигиенического обучения и воспитания населения РФ положена концепция формирования здорового образа жизни, которая должна находить конкретное воплощение в различных гигиенических, профилактических программах. На 10% – здоровье человека зависит от качественной медицинской помощи. На 20 % – от генетики, 20 % – от экологии, и 50% – от образа жизни человека.

Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни» включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

– «здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках отпущенной Господом земной жизни».

Элементы ЗОЖ

Здоровый образ жизни – это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

Базовые составляющие ЗОЖ:

– воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

– окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

– отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.

– питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

– движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

– гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

– эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

– интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

– духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Для чего нужен здоровый образ жизни?

– Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека.

– Для сохранения и укрепления здоровья.

– Для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности.

– Для продления рода и достижения активного долголетия.

По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

– рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;

– правильный режим труда и отдыха;

– рациональная организация свободного времени;

– оптимальный двигательный режим;

-соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

– соблюдение норм и правил психогигиены;

– сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

– сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

– контроль за своим здоровьем.

Формирование здорового образа жизни включает:

– создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

– снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

– привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Для сохранения и восстановления утраченного здоровья человек должен совершать действия, для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию (мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности).

Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

– социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;

– инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;

– личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной жизньчеловека.

Первый совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

Второй совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

Третий совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

Четвертый совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

Пятый совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

Шестой совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.

Седьмой совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

Восьмой совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

Девятый совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

Десятый совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др.

Уровень жизни – это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей.

Уровень жизни — это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

Для характеристики уровня жизни используют количественные и качественные индикаторы. Количественные – определяют объем потребления конкретных товаров и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения.

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития (ИЧР), исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:

Объем валового внутреннего продукта на душу населения

Индекс потребительских цен

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Уровень младенческой смерти

Качество жизни населения – это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.

Взаимозависимость объектов качества жизни

Основными показателями качества жизни населения являются:

– доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

– качество питания (калорийность, состав продуктов);

– качество и модность одежды;

– комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

– качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);

– качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

– качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

– качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

– качество сферы обслуживания;

– качество окружающей среды, структура досуга;

– демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

– безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Стиль жизни – особенности поведения конкретного человека или группы людей.

Стиль жизни – это признак индивидуальности, самостоятельности, способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Формирование здорового образа жизни

Автор: Ирина Нестерова ✔ 21.03.2018

Нестерова И.А. Формирование здорового образа жизни // Энциклопедия Нестеровых

Здоровый образ жизни сейчас перестал быть чем-то второстепенным и неинтересным. В современных социальных, экологических условиях – это осознанная необходимость, благодаря которой, можно укрепить здоровье и продлить жизнь. Поэтому особый интерес представляет процесс формирования здорового образа жизни как основы долголетия.

Что понимается под формированием здорового образа жизни

Здоровье человека – важнейший фактор его долголетия и благополучия. Здоровье требует постоянной работы над собой и своими привычками. Для его сохранения на долгие годы необходимо сформировать здоровый образ жизни.

Формирование здорового образа жизни каждого человека происходит с опорой на тот режим труда и отдыха, который навязан учебой, профессией или просто привычками. В последние годы значительно вырос интерес к формированию здорового образа жизни начиная с детского возраста.

Формирование здорового образа жизни – процесс самовоспитания и самосовершенствования на основе преодоления вредных привычек и воспитания у себя стремления к физической и социальной активности, правильному питанию и психологической гармонии.

Факторы, формирующие здоровье человека

Читайте также:  Раздел имущества после развода. Как пережить трудный этап?

В процессе формирования здорового образа жизни активно участвуют не только граждане, но и общество и государство.

Формирование здорового образа жизни населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации.
Проект: Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года [1]

Формирование здорового образа жизни невозможно без избавления от таких вредных привычек как:

  1. Алкоголь
  2. Табакокурение
  3. Регулярное переедание

До 2012 года основным фактором, препятствующим формированию здорового образа жизни в России, можно было смело назвать алкоголизацию. В 2018 ситуация изменилась. По итогам за 2017 год употребление алкоголя сократилось на треть. Однако по-прежнему остаются “пьющие регионы”. Там формирование здорового образа жизни затруднено по ряду причин:

  • повышенная алкоголизация населения
  • недостаточная социальная активность населения
  • низкий уровень профилактики на региональном уровне
  • низкий уровень заинтересованности населения в собственном здоровье.

По итогам исследования российских регионов, за 2017 год самыми “трезвыми” регионами признаны Чеченская Республика, Ингушетия и Дагестан. Самыми пьющими оказались Бурятия, Ненецкий автономный округ и Магаданская область [2].

Соответственно можно с уверенностью сказать, что формирование здорового образа жизни представляет процесс, зависящий от множества факторов, ключевыми из которых является:

  1. Самодисциплина
  2. Государственная пропаганда
  3. Профилактика здоровья нации

Формирование культуры здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни неразрывно связано с культурой. Два этих понятий в тандеме создают термин “культура здорового образа жизни”. Культура здорового образа жизни привлекла внимание ученых еще в середине прошлого века. Понимание культуры здорового образа жизни окончательно оформилось к концу прошлого столетия.

Культура здорового образа жизни – это способ жизнедеятельности, система социальных механизмов, формирующих мотивацию личности к сохранению и укреплению здоровья, которая зависит от типа господствующей культуры, природного и социального окружения, модели социальной политики государства, традиций [3].

Ключевые показатели уровня сформированности культуры здорового образа жизни

Формирование культуры здорового образа жизни является важнейшей задачей общества и государства. Воспитание у молодежи силы воли, требовательности к себе в совокупности с уважением к своему здоровью и здоровью окружающих способно не только повысить продолжительность жизни в России, но и повысить рождаемость.

Принципы формирования здорового образа жизни

Любое важное социальное, правовое или культурное явление обладает определенной системой принципов. Формирование здорового образа жизни, как важный элемент здоровья нации обладает своими принципами, которые только подчеркивают его важность.

Принципы формирования здорового образа жизни:

  • Принцип физической активности
  • Принцип уважения к собственному здоровью
  • Принцип уважения к здоровью окружающих
  • Принцип рационального питания
  • Принцип психологической гармонии
  • Принцип социальной активности

Пути формирования здорового образа жизни

В современной валеологии имеют место несколько научно обоснованных подходов к формированию здорового образа жизни. Они классифицируются на: социальные подходы, здоровьесберегающие и общие. Рассматривать все их многообразие в данной статье не имеет смысла, так как для читателя больший интерес представляют пути формирования здорового образа жизни. Именно они, в большинстве своем, имеют прикладной и общедоступный для каждого характер. Отдельно следует отметить, основные пути формирования здорового образа жизни базируются на рекомендациях ВОЗ, которые выглядят следующим образом:

  • Сбалансированное и рациональное питание;
  • Сокращение количества потребляемой соли;
  • Сокращение количества потребляемого сахара до уровня безлопастной для здоровья нормы;
  • Сокращение потребления алкогольных напитков;
  • Поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения;
  • Снижение уровня стрессов;
  • Закаливание организма;
  • Социальная активность.

Медицинской практике давно известна совокупность факторов, которые способствуют формированию здорового образа жизни. Соответственно они обязательно должны быть включены в структуру подходов к формированию здорового образа жизни и как следствие, являются шагами к долголетней, интересной и достойной человека жизни.

Факторы, которые способствуют формированию здорового образа жизни

Пути формирования здорового образа жизни базируются на том, что все болезни современно человека обусловлены тем, что образ жизни, который он избрал, пришел в противоречие с биологическими особенностями человека. Лень, склонность к перееданию, повышенный уровень потребления, неумение общаться в социуме – лишь малая толика того, что препятствует полноценному формированию здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни: основные стратегии

В последние годы профилактическому направлению медицины придается особенно большое значение. Это подтверждается «концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», являющейся основой для реформы системы здравоохранения. На сегодняшний день установлены факторы риска основных причин заболеваемости и смертности населения, что позволяет разрабатывать профилактические стратегии. Формирование здорового образа жизни у населения -длительный процесс, зависящий от множества государственных, общественных и биологических факторов. Задача органов власти — на государственном и общественном уровнях создавать условия для укрепления здоровья населения и предупреждать влияние факторов, угрожающих здоровью людей.

Формирование у населения здорового образа жизни — это одна из основных задач общественного здравоохранения. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, образ жизни — «это способ жизни, основывающийся на идентифицируемых видах и особенностях поведения, определяющихся взаимодействием между личностными характеристиками человека, социальным взаимодействием и социально-экономическими и экологическими условиями жизни». Укрепление здоровья — это процесс, позволяющий людям более четко контролировать свое здоровье и его детерминанты и, таким образом, улучшать его состояние.

Факторы, влияющие на здоровье людей

В ХХ в. произошли коренные перемены в жизни человечества. Это «золотой век» для общественного здравоохранения. Медицинская помощь стала доступной для большинства населения во многих странах мира; были детально изучены факторы риска болезней и смерти человека; разработаны программы по контролю инфекционных заболеваний; появились точные методы диагностики и новые эффективные лекарственные препараты.

Нужно направлять политическую волю и организационные усилия на массовые профилактические программы, формирование привычки к здоровому образу жизни, переориентировать здравоохранение на работу с ещё здоровыми людьми. Т. Голикова, Министр здравоохранения и социального развития России

Значительные успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, повышение социально-экономического положения населения в развитых странах определили влияние новых факторов на здоровье человека, в значительной степени связанных с изменениями образа жизни.

Благодаря развитию транспорта и механизации труда в большинстве европейских и североамериканских стран население получило доступ к высококалорийному питанию; одновременно снизилась повседневная физическая активность. Индустриализация табачного производства привела к повсеместной доступности сигарет, а активное развитие средств массовой информации (радио и телевидения, газет и журналов) способствовало возрастанию влияния рекламы на поведение людей (включая выбор питания, сигарет и алкоголя). В середине прошлого века были отмечены значительный рост использования молодежью наркотических препаратов; изменение сексуального поведения; общество стало толерантно к внебрачным половым связям.

-Курение является фактором риска развития гипертонии, цереброваскулярных заболеваний, аневризмы аорты, ишемической болезни сердца (ИБС), острых и хронических заболеваний легких. Оно приводит к возникновению рака ротовой полости, губы, глотки, пищевода, поджелудочной железы, гортани, трахеи, легких, бронхов, шейки матки, мочевого пузыря и почек. Курение повышает риск смерти в результате травмы (прежде всего ожогов).

-Высококалорийное питание способствует ожирению, что также является одной из причин ИБС, ишемического инсульта, диабета, остеоартритов, рака кишечника и матки, рака молочной железы. Недостаточное употребление овощей и фруктов — фактор риска ИБС, инсульта, рака желудка, кишечника, легких и пищевода.

-Отсутствие достаточной физической активности — фактор риска ИБС, рака молочной железы, кишечника и диабета.

-Изучение относительных рисков употребления алкоголя показало его связь с возникновением ИБС, инсульта, диабета, рака печени, слизистой рта, груди, пищевода, кишечника, цирроза, эпилепсии, депрессий, умышленных и неумышленных травм.

-Рискованное сексуальное поведение (многочисленные партнеры, секс без презерватива) Инфекции, передаваемые половым путем ВИЧ-инфекция Рак Рискованное сексуальное поведение (многочисленные половые партнеры; сексуальные контакты без использования презерватива) значительно повышает риск заболевания инфекциями, передаваемыми половым путем (в т. ч. ВИЧ), и рака шейки матки (в результате инфицирования вирусом папилломы человека).

Известно, что если в поведении человека присутствуют несколько факторов риска, то их негативный эффект суммируется.

Состояние здоровья населения в РФ

Перечисленные выше факторы риска заболеваемости и смертности населения широко распространены и среди населения РФ. В докладе Всемирного банка «Рано умирать..» опубликованном в 2006 г., представлены десять ведущих факторов смертности и потери трудоспособности в России.

В докладе подчеркивается, что первые три фактора риска смертности — высокое артериальное давление, уровень холестерина в крови и курение — являются причинами более чем 75% смертей в нашей стране.

Важно. Показатели продолжительности жизни, заболеваемости и смертности населения в РФ значительно хуже, чем в других экономически развитых странах мира

Формирование здорового образа жизни

В проекте «Концепции развития здравоохранения до 2020г.», подготовленном Минздравсоцразвития России, изложены основные государственные и общественные меры по предупреждению преждевременной смертности и нетрудоспособности населения:

совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;

-создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);

-создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;

-мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников; профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;

-мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

Заметим, что формирование здорового образа жизни и изменение поведения человека для укрепления здоровья — чрезвычайно сложные задачи. Курение, алкоголь, наркотики, высококалорийное питание и спонтанные половые отношения расцениваются многими людьми как удовольствие. Напротив, поведение, способствующее сохранению здоровья (например, употребление менее сладкой или соленой пищи, увеличение физической активности, использование презерватива при половых контактах) может расцениваться как менее приятное, утомительное или скучное.

Основа стратегии формирования здорового образа жизни — три модели изменения поведения — модель убеждения в пользе здоровья ((Health Belief Model), социальная когнитивная теория (Social Cognitive Theory) и транстеоретическая модель изменения поведения (Transtheoretical Model of Stages of Change). Представляется полезным, не вдаваясь в подробности, отметить основные положения этих моделей:

-поведение человека определяется его биологическими и психологическими характеристиками, комплексом когнитивных и аффективных свойств:

-знаниями, чувствами, убеждениями, ценностями, самооценкой, уверенностью и способностями; поведение формируется под воздействием окружающей среды и меняется с течением времени;

-в различные периоды времени различные факторы окружающей среды по-разному влияют на поведение человека;

-существуют определенные этапы в изменении поведения.

Здравоохранение — важный, но далеко не единственный инструмент влияния на здоровье населения. Большое значение имеют действующее в стране законодательство, проводимая государством социально-экономическая политика, условия проживания, возможности заработка и получения образования, культура населения. Положение в обществе, уровень достатка, профессия, образование, национальная принадлежность и т. п. существенно влияют на образ жизни человека. Многое определяется личными психологическими и биологическими (генетическими и гендерными) особенностями. Следовательно, для изменения поведения населения необходимо влияние на всех трех уровнях: государственном, общественном и индивидуальном.

Нужно понимать, что процесс изменения поведения человека длительный. Он состоит из нескольких последовательных этапов: намерение изменить поведение, готовность и принятие решения, установка поведения и его поддержание. На каждом этапе на индивидуума влияет окружающая среда, подкрепляя изменения поведения либо препятствуя им.

Основной принцип формирования здорового образа жизни заключается в поддержке и повышении доступности того, что полезно для здоровья, и в ограничении или запрете того, что вредит здоровью. Первое относится к физической активности, рациональному питанию (со снижением количества жиров и углеводов и увеличением растительной клетчатки, витаминов и микроэлементов), безопасному сексуальному поведению. Второе — к употреблению алкоголя, курения и наркотиков.

Характерно, что как поддержка «здорового» поведения, так и препятствие «угрожающему» поведению осуществляются на уровне государства во многом с помощью общих стратегий и мер.

К законодательному регулированию относятся, например, полный запрет на использование наркотических препаратов с не медицинскими целями и уголовная ответственность за их распространение. В отношении ограничения употребления алкогольных напитков и табака к законодательным мерам относятся запрещение продажи несовершеннолетним, ограничение времени и мест продажи, употребления в общественных местах, запрещение рекламы.

Торговая политика, которая позволяет бесконтрольное производство, торговлю и потребление пищевых продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров в ущерб фруктам и овощам, противоречит политике здравоохранения, согласно которой рекомендуется потреблять относительно мало продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров и употреблять больше фруктов и овощей.

Примерами «поддерживающих» законодательных мер являются следующие: определение требований к производству пищевых продуктов, государственная поддержка физкультуры и спорта, обязательное физическое воспитание в школах. В Великобритании, например, министерство транспорта обязывает местные власти принять политику приоритетности нужд пешеходов и велосипедистов в своей транспортной стратегии и ежегодно оценивает, насколько эта стратегия воплощается в жизнь.

Финансовые меры могут быть ограничительными или поддерживающими. В качестве примеров можно привести повышение акцизов на алкоголь и табачные изделия и, напротив, субсидии сельскохозяйственным производителям; государственное финансирование строительства учреждений физкультуры и спорта, платные парковки для автомобилей, бесплатные для велосипедов и т. д.

Коммуникационные и образовательные стратегии заключаются в разъяснении факторов поведения, способствующих и угрожающих здоровью, с помощью средств массовой информации, в интернете, с помощью информационных материалов, семинаров, дискуссий и т. п. В качестве примера коммуникационной стратегии можно привести портал Минздравсоцразвития России www.takzdorovo.ru.

Необходимо отметить, что эффективность любых информационных материалов для населения должна быть предварительно протестирована с помощью фокус-групп или глубинного интервью в целевых группах.

Меры медицинской поддержки — это оценка индивидуальных факторов риска всех пациентов, обращающихся за медицинской помощью; проведение скрининга населения; консультирование по вопросам изменения поведения; предоставление специализированной помощи людям с алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостями, ожирением и т. п. Эти меры должны осуществляться врачами, оказывающими первичную медицинскую помощь, а также специалистами и сотрудниками центров здоровья. Все перечисленные медицинские работники должны пройти соответствующее обучение.

Предпринимаемые меры, направленные на укрепление здоровья, должны иметь доказанную эффективность, экономическую обоснованность, отвечать интересам людей и защищать их права.

Ссылка на основную публикацию